Saint-Juste > Рубрикатор Поддержать проект

Аннотация

Валерий Саблин

Радиообращения

Обращение Саблина к советскому народу

Валерий Саблин

Здравствуйте, товарищи! Я обращаюсь ко всем, кто революционное прошлое нашей страны чувствует сердцем, кто критически, а не скептически оценивает настоящее и кто честно мыслит о будущем нашего народа. Прежде всего большое спасибо вам за поддержку, иначе бы я сегодня не беседовал с вами. Наше выступление не есть предательство Родины, а чисто политическое, прогрессивное выступление, и предателями Родины будут те, кто пытаются нам помешать.

Мои товарищи просили передать, что в случае военных действий против нашей страны мы будем достойно защищать ее, но сейчас наша цель другая — подать голос правды. Мы твердо убеждены, что необходимость изложить мои взгляды на внутреннее положение в нашей стране, причем чисто критического плана по отношению к политике ЦК КПСС и Советского правительства, имеется у многих честных людей в СССР, которые ясно осознают, чувствуют и наблюдают, что многие вопросы общественной, политической, экономической и культурной жизни в нашей стране решаются далеко не на основе революционных принципов марксизма-ленинизма, хотя и под лозунгами марксизма-ленинизма.

Я позволю в связи с этим напомнить меткие высказывания Ленина в работе «Государство и революция», что после смерти великих революционеров делаются попытки превратить их в безвредные иконы, т.е. канонизировать их, представить известную славу их имени для утешения угнетенных классов и для одурачивания их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его. Это в полной мере касается учения Ленина.

Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно вглядеться в нашу действительность. Ленин мечтал о государстве справедливости и свободы, а не о государстве жесткого подчинения и политического бесправия. В частности, в одном из писем перед смертью он писал, что рабочие, входящие в ЦК, должны быть, по моему мнению, преимущественно не из тех рабочих, которые прошли длинную советскую службу, потому что в этих рабочих уже создались известные традиции, известные предубеждения, с которыми именно желательно бороться. В число рабочих членов ЦК должны войти преимущественно рабочие, стоящие ниже этого слоя.

Ленин хотел видеть в ЦК партии орган, который мог бы с пролетарских позиций контролировать деятельность государственных органов. К сожалению, этого не произошло, и у нас ЦК и правительство — два сапога — пара, а вернее сапог в сапоге. Случилось то, о чем предупреждал Ленин, цитируя слова Маркса, что после каждой революции, означающей известный шаг вперед в классовой борьбе, чисто угнетательный характер государственной власти выступает наружу все более и более открыто, и, как указывал Энгельс, государство сохраняет свою отличительную черту, превращает должностных лиц в господ общества, органы его в господство над ним. Я думаю, нет смысла доказывать, что в настоящее время слуги общества уже превратились в господ над обществом. На этот счет каждый имеет не один пример из жизни. Мы наблюдаем игру в формальный парламентаризм при выборах в советские органы и исполнении Советами своих обязанностей. Практически судьба всего народа находится в руках избранной элиты в лице Политбюро ЦК КПСС. Всеобъемлющая концентрация власти политической, государственной стала стабильным и общепризнанным фактором. Особенно роковую роль в развитии революционного процесса в нашей стране сыграло уничтожение инакомыслящих в период культа личности Сталина, Хрущева. А сейчас, к сведению, тоже ежегодно арестовывается до 75 человек по политическим мотивам. Потеряна вера в существование справедливости в нашем обществе. Политика же некоторых советских ученых, представляющих появление культа личности в социалистическом обществе как следствие личных отрицательных качеств вождя, ненаучна.

Они противоречат учению марксизма-ленинизма о роли личности в истории. Эти же лжеученые стыдливо помалкивают вслед за руководящим партийно-государственными органами о таинственном исчезновении с политической арены таких политических деятелей, как Хрущев, Берия, Маленков, Каганович, Шелест и другие. Скудные газетные статьи и все — ни суда, ни следствия.

Почему-то считается, что народ должен довольствоваться фактами и быть политически безвольной массой. А народу нужна политическая активность. Необходимо постоянно ощущение своей значимости и величия. Народ не может жить без политических свобод, так же как и без материальных средств к существованию. Об этом, видимо, забыли нынешние руководители КПСС. Народ этого не может забыть, так как это — необходимость.

Самая революционная в прошлом государственная власть поглотила в полувековой срок демократические завоевания революции и перемолола их бюрократическими жерновами, оставив только внешнюю оболочку. «Гордитесь воспоминаниями о прошлом, мечтайте и радуйтесь будущему, но не вглядывайтесь в настоящее, не ищите в нем революционность», — вот основной призыв современных советских идеологов.

Государство воспитывает у народных масс пассивность, веру во всеумность высших представителей государства и партийных органов и лично кого-нибудь. Скажите, где в каком печатном органе или в передаче радио и телевидения допускается критика верхов? Это исключено. И мы должны честно признаться, что у нас нет политических и общественных организаций, которые бы позволили развернуть дискуссию по многим спорным вопросам общества, политическому, экономическому и культурному развитию нашей страны, т.к. находятся под давлением партийных и государственных органов. Самый передовой в социальном развитии строй в исторически короткий период времени — 50 лет — преломился в такую социальную систему, в которой народ оказался в затхлой атмосфере беспрекословной веры в указания свыше, в атмосфере политической бессловесности, в которой процветает боязнь выступить против партии, т.к. это отразится на личной судьбе. А я должен напомнить слова Маркса о том, что нравственное государство предполагает у своих членов государственный образ мыслей, если даже они выступают в оппозицию против органов государства, против правительства. И Ленин предполагал, что любая группа граждан, достигшая определенного числа, и собравшая столько-то подписей, может издавать свой печатный орган, и писал об этом дважды. Наш народ уже значительно пострадал и страдает из-за своего политического бесправия. Только в узком кругу специалистов известно, сколько вреда принесло и приносит волюнтаристское вмешательство государственных и партийных органов в развитие науки и искусства, в развитие Вооруженных сил и экономику, в решение национальных вопросов и воспитание молодежи.

Мы, конечно, можем миллион раз хохотать над сатирой Райкина, журнала «Крокодил», киножурнала «Фитиль», но должна же когда-то появиться слеза сквозь смех по поводу настоящего и будущего Родины. Пора уже не смеяться, а привлечь кое-кого к всенародному суду и спросить со всей строгостью за весь этот горький смех. Сейчас в нашей стране сложная ситуация. С одной стороны — с внешней, с официальной — в нашем обществе всеобщая гармония, социальное согласие, ни дать ни взять — всенародное государство. А с другой стороны — всеобщее, индивидуальное неудовольствие существующим положением дел. Эта неудовлетворенность проявляется в пассивности среднего поколения, мечтающего о скорейшей пенсии и возрождении культа личности, успеха и возрастании противоречия между коллективом и личностью и во все большем удалении молодежи от тех политических святынь, которым мы поклонялись, т.к. именно молодежь наиболее глубоко ощущает различие между революцией лозунгов и революцией дел.

Старшее поколение, которое в большей степени ощутило дыхание революции, тоже ощущает этот кризис, но энергии на новый порыв революционный уже нет. Мы их не осуждаем, а благодарим за сделанное во имя человечества. Они были революционерами своей эпохи, и это их великая миссия. Сейчас предстоят большие теоретические исследования настоящего положения нашего общества в философии, экономике, социологии и политических планах. Начало этих исследований и есть уже начало революции, ибо революция — это могучее движение общественной мысли, это колоссальный всплеск колебаний ионосферы, который неизбежно вызовет деятельность масс и воплотится в материальные изменения всей общественно-экономической формации. Наше выступление — это только маленький импульс, который должен послужить началом всплеска. Вы, конечно, понимаете, что сейчас не время излагать мысли и соображения о том, в каком направлении пойдут исследования на основе научно обоснованного изучения существующего общества. Сразу же отвечаю всем политическим противникам марксизма-ленинизма о развитии общества, что мы ни в коей мере не отрицаем первопричины марксистско-ленинской теории, но она сыграла свою революционную преобразующую роль на этапе социалистических революций. Она в данный момент стоит впереди всех по научности, но она не может идти дальше. Благодарная история задушила ее в своих объятьях. Мы также категорически заранее отвергаем попытку представить нас в виде поклонников капиталистического общества и проклинателей социалистического. Нет. Мы утверждаем, что социализм — передовой строй по отношению ко всем предшествующим. Он создал предпосылки коммунистической революции. Но он же сам отбросил политическую революционность своего движения и тем самым стал тормозом в прогрессе развития общества.

Наше общество, идя в коммунистическую революцию, может только радостно крикнуть остальным — догоняйте, боритесь за счастье, а счастье — это движение к коммунизму.

Будет ли революция коммунистическая носить характер острой классовой борьбы в виде вооруженной борьбы или ограничится политической борьбой — это зависит от ряда факторов. Во-первых, сразу ли поверит народ в необходимость социальных преобразований и в то, что путь только через коммунистическую революцию, или это будет длинный процесс роста общественного понимания, политического сознания. Во-вторых, будет ли создана в ближайшее время организующая, вдохновляющая сила революции, т.е. революционная партия, опирающаяся на новую революционную теорию. И, наконец, насколько яростно верхи будут оказывать сопротивление революции, топить ее в крови народной, а это во многом зависит от того, на чью сторону встанут войска, милиция и другие вооруженные части. Можно лишь теоретически предположить, что наличие современных средств информации, связи и транспорта, а также высокий культурный уровень населения, большой опыт социальных революций в прошлом позволит нашему народу заставить правительство отказаться от насильственных контрреволюционных мер и направить революцию по мирному пути развития. Однако мы никогда не должны забывать, что революционная бдительность — основа успеха борьбы в революционную эпоху, поэтому надо быть готовым к различным поворотам в истории.

Главная наша задача на настоящий момент, когда по всей стране нет пока широкой сети революционных кружков, нет ни профсоюзов, ни молодежных, ни общественных организаций, свободных от влияния государственных органов, а они будут расти быстро, как грибы после дождя — главная наша задача сейчас вселить в людей непоколебимую веру в жизненную необходимость коммунистической революции, что иного пути нет. Все остальное приведет к внутренним, еще большим осложнениям и мучениям. Сомнения одного поколения все равно выльются в революционную необходимость следующего поколения, более болезненную и тяжелую. Эта вера в необходимость революции будет тем дождем, который даст организаторские всходы. Итак, если составить краткую последовательность развития революции, то вырисовывается следующая картина.

Используя все формы информации, развертывается агитация и пропаганда о необходимости революционных действий среди широких народных масс по созданию революционных кружков в различных общественных организациях, т.е. создание широкого всенародного фронта борьбы за изменение социальной структуры общества, за свободу слова, печати, собраний, радио и телевизионных передач, создание революционной партии нового типа, способной и готовой вести массы к коммунизму на штурм государственных укреплений старого общества. И, наконец, создание общества справедливого распределения материальных благ и социального равенства всех членов общества на основании коммунистического принципа «от каждого по способности, каждому по потребности».

Как быстро будет осуществляться развитие революции — трудно предположить, но, учитывая уровень социально-экономического развития общества, этот процесс будет значительно быстрее, чем созревало развитие предыдущих революций. Сразу же возникает вопрос: кто, какой класс будет гегемоном революции? Это будет класс трудовой и рабоче-крестьянской интеллигенции, к которой мы относим, с одной стороны, высококвалифицированных рабочих и крестьян, с другой стороны, инженерно-технический персонал в промышленности и сельском хозяйстве. За этим классом будущее. Этот класс постепенно превратится в общество без классов после коммунистической революции. А кто будет противостоять этому классу? Каково социальное лицо противника? Класс управляющих. Он не является многочисленным, но у него сконцентрировано руководство экономикой, средствами информации, финансы. На базе него построена вся государственная надстройка и за счет него она держится. К числу управляющих относятся партийные, профсоюзные, освобожденные работники, руководители крупных и средних производственных коллективов и торговых центров, крупные работники государственного аппарата, т.е. все те, кто успешно использует, не нарушая, конечно, советских законов, социальную систему хозяйствования для личного обогащения, личного утверждения в обществе в качестве хозяина путем получения через государственную сеть дополнительных материальных и моральных льгот. Эта новая система эксплуатации путем оборота капитала через государственный бюджет требует очень подробного изучения для разоблачения и разоружения.

Напрашивается другой вопрос: какие наши взгляды на военно-политические вопросы и обороноспособности страны? Начну с вопроса об обороноспособности. Мы продолжаем считать, что угроза войны остается, и призываем Вооруженные Силы, особенно силы ПВО и стратегического оружия во время революционных выступлений и социальных преобразований продолжать выполнять свои функции по защите и не превращаться в оружие контрреволюции. Выполнять свои функции по защите Родины от агрессии извне, основываясь на строго революционных принципах, не превращаясь в орудие контрреволюции.

Мы одобряем и поддерживаем политику мирного сосуществования и даже убеждены, что наша революция откроет новые широкие возможности в этом вопросе. Мы считаем необходимым создать обстановку широкого обсуждения народом любых акций и действий правительства в международных вопросах и считаем, что необходимо более четко разграничивать роль государственных и партийных органов во внешнеполитических связях. И, говоря о международной политике, нельзя не сказать о том, что наша коммунистическая революция неизбежно вызовет прогресс в общественном развитии всех стран и континентов. Человечество значительно приблизится к созданию гармоничной общественной структуры в масштабе всей планеты.

И, наконец, стержневой вопрос любых революций — это вопрос о власти. Получается, что теоретическое обобщение и поиск научно-обоснованных вариантов коммунистической организации, коммунистического общества — это процесс ближайшего будущего. А пока только предполагается, что, во-первых, нынешний государственный аппарат будет основательно очищен, а по некоторым узлам разбит и выброшен на свалку истории, т.к. он глубоко заражен семейственностью, взяточничеством, карьеризмом, высокомерием по отношению к народу. Во-вторых, на свалку должна быть выброшена система выборов, превращающая народ в безликую массу. В-третьих, должны быть ликвидированы все условия, порождающие всесильностъ и бесконтрольность государственных органов со стороны народных масс. Будут ли это вопросы решаться через диктатуру ведущего класса? Обязательно, иначе вся революция закончится захватом власти и не более. Только через величайшую народную бдительность — путь к обществу счастья. Как видите, борьба предстоит большая, как в теории, так и в практическом плане.

И в заключение своего выступления я хочу доложить вам наши ближайшие действия. Во-первых, мы будем требовать сохранения неприкосновенности территории нашего корабля и обеспечения его всеми видами довольствия. Во-вторых, мы будем требовать право на ежедневные выступления по телевидению и радио в течение 30 минут после программы «Время». Задача — превратить наши телевизионные передачи в трибуну всенародных обличений существующих порядков, которая вызовет политические мысли у тех, кто сейчас пассивно взирает на окружающую действительность в надежде, что все пройдет, все образуется. В-третьих, мы будем требовать право на создание своего печатного органа и распространение его через «Союзпечать». Наша широкая политическая агитация, освещающая все стороны жизни, неизбежно всколыхнет творчество писателей, поэтов, композиторов — и именно в направлении гражданственности в их творчестве. Их произведения будут служить революции. Ждем от представителей всех слоев населения корреспонденций, личных встреч и всяческой поддержки. Наш адрес: Ленинград, Главная почта, в/ч 49358, до востребования. Если со стороны правительства к нам будет применена сила, чтобы ликвидировать нас, то вы об этом узнаете по отсутствию очередной нашей передачи по радио и телевидению. И в этом случае только ваша политическая активность, всеобщее выступление спасут революцию, начатую нами.

Поддержите нас, товарищи!

До свидания.

Радиограмма в адрес командующего

Прошу срочно доложить Политбюро ЦК КПСС и Советскому правительству, что на БПК «Сторожевой» поднят флаг грядущей коммунистической революции.

Мы требуем:

Первое — объявить территорию корабля «Сторожевой» свободной и независимой от государственных и партийных органов в течение года.

Второе — предоставить возможность одному из членов экипажа по нашему решению выступать по Центральному радио и телевидению в течение 30 минут в период с 21:30 до 22 часов по московскому времени ежедневно, начиная с указанного времени.

Третье — обеспечивать корабль «Сторожевой» всеми видами довольствиями согласно нормам в любой базе.

Четвертое — разрешить «Сторожевому» постановку на якорь и швартовые в любой базе и точке в пределах территориальных вод СССР.

Пятое — обеспечивать доставку и отправку почты «Сторожевого».

Шестое — разрешить радиопередачи радиостанции «Сторожевого» в радиосети «Маяк» в вечернее время.

Седьмое — при сходе на берег членов экипажа «Сторожевого» считать их неприкосновенными личностями.

Восьмое — не принимать никаких мер насилия и гонения по отношению к членам семьи, к родственникам и близким членов экипажа.

Наше выступление носит чисто политический характер и не имеет ничего общего с предательством Родины, и мы готовы в случае военных действий быть в первых рядах защитников Родины. Родину предали те, кто будет против нас.

В течение 6 часов члены ревкома, начиная с 04 ч. 00 мин, будут ждать политического ответа на требования.

В случае молчания или отказа выполнить вышеперечисленные требования или попытки применить силу против нас, вся ответственность за последствия ляжет на Политбюро ЦК КПСС и лично Л.И. Брежнева.

Обращение Саблина к советскому народу и ко всем народам мира

Всем! Всем! Всем!

Говорит большой противолодочный корабль «Сторожевой». Мы обратились через командующего флотом к ЦК КПСС и Советскому правительству с требованием дать возможность одному из членов нашего экипажа выступить по центральному радио и телевидению такого-то числа с разъяснением советскому народу целей и задач нашего политического выступления.

Мы не предатели Родины и не авантюристы, ищущие известности любыми средствами. Назрела крайняя необходимость открыто поставить ряд вопросов о политическом, социальном и экономическом развитии нашей страны, о будущем нашего народа, требующих коллективного, именно всенародного обсуждения без давления со стороны государственных и партийных органов. Мы решились на данное выступление с ясным пониманием ответственности за судьбу Родины, с чувством горячего желания добиться настоящих, открытых отношений в нашем обществе. Но мы также осознаем опасность быть уничтоженными физически или в моральном смысле соответствующими органами государства или наемными лицами. Поэтому мы обращаемся за поддержкой нашего выступления ко всем честным людям нашей страны и за рубежом. И если в указанное нами время, день, в 21:30 по московскому времени на экранах ваших телевизоров не появится один из представителей нашего корабля, просьба не выходить на следующий день на работу и продолжать эту телевизионную забастовку до тех пор, пока правительство не откажется от грубого попрания свободы слова и пока не состоится наша с вами встреча.

Поддержите нас, товарищи!

До свидания.

Радиотелеграфист Виталий Виноградов от себя добавил: «Прощайте, братишки!..»


Собрано из следующих источников: Черкашин Н.А. Последний парад. Хроника антибрежневского мятежа. М.: Андреевский флаг, 1992; Шигин В.В. Мятежный «Сторожевой». Последний парад капитана 3-го ранга Саблина. М.: Вече, 2013; отрывки аудиозаписей, прозвучавшие в фильме «Русская трагедия» (реж. Игорь Беляев, 1993).


Валерий Михайлович Саблин (1939—1976) — советский морской офицер, коммунист и революционер.