Saint-Juste > Рубрикатор

Рассел Минс

«34 года назад в Вундед-Ни мы победили целую армию спецслужб. Мы победим и сейчас»

Рассел Минс
Художник Бруно Лейваль

В конце 2007 года большая группа индейцев из Южной Дакоты провозгласила суверенитет Лакоты от США и отказалась от американского гражданства. Официальной реакции Госдепа, куда они направили бумаги о разрыве 33 соглашений между племенами и правительством США, пока нет. Но есть сайт Республики Лакота и борцы за ее будущее. Спецкор «Газеты» Надежда Кеворкова отправилась на поиски мирных мятежников. Они живут в самой знаменитой и второй по величине американской резервации Пайн-Ридж. Именно лакота[1] отстояли свою независимость в XIX веке, именно их начали массово истреблять, именно там находится деревня Вундед-Ни[2]символ индейского восстания в XX веке.

Самый знаменитый в последнее время индеец — повстанец, борец за свободу, актер и режиссер Рассел Минс — рассказал в интервью Надежде Кеворковой, почему индейцы объявили о выходе из США, как они будут добиваться признания, почему их не устраивает самое престижное гражданство в мире и чем отличается республика от детской игры в индейцев.


Рассел, вы больше не являетесь гражданином США?

— Нет. Я — гражданин Лакоты. И очень сожалею о тех, кто пока медлит порвать с этим гражданством.

В моей стране многие грезят об американском гражданстве и считают глупцами тех, кто мог, но не остался в США под любым предлогом. Что передать этим людям?

— США — это подделка, страна, лишенная культуры. Такую страну легко контролировать, легко направлять ее население в нужное русло. Есть фасад, показываемый миру. Мало кто знает оборотную сторону так хорошо, как индейцы. Рекламная картинка — не реальность сегодняшних США. Здесь даже президент правит, которого не избрали в реальности, как это было в 2000 году[3].

Конечно, молодежь стремится сюда в поиске исполнения своих великих мечтаний. Но всякий, кто сюда приезжает, делает это только по одной причине: он хочет разбогатеть, преуспеть, получить возможности. Стоит поговорить, и выясняется, что дальше мечты о деньгах никто не идет. За этим сюда приехали первые европейцы. Это принцип американской жизни. Мир устал от американского преуспевания. Мир просыпается.

Минуло почти два месяца, как вы провозгласили независимость от США Республики Лакота. Какая реакция?

— В мире реакция фантастическая. И с каждым днем она ширится. Благодаря интернету мы можем ощутить, как велик интерес к нашей свободе. Множество людей поддерживают и приветствуют нас. Люди жизненно заинтересованы в нашей независимости. Мир понимает нас. А правительство США — нет.

Кто поддерживает вас?

— Нас не просто поддерживают. Тысячи людей выразили готовность ехать в Республику Лакота. В отличие от несчастных беженцев, которые стремятся в Америку, к нам мечтают приехать профессионалы высокого полета: врачи, юристы, профессора, учителя, преподаватели, ученые, инженеры всех направлений, компьютерные мастера, фермеры.

Люди, когда включают мозги, понимают смысл и ценность свободы, что это в действительности означает. Мы рады всем. Если американцы хотят бежать к нам, мы рады и им. Лакота — свободные люди в своей свободной стране. Ситуация в мире благоприятна для нас как никогда.

Существует такая идея, что индейцы в резервациях понастроили казино и гребут деньги лопатой.

— Казино — это легальный грабеж. Только слабоумные и слабые духом могут стремиться к такому времяпрепровождению. Казино в Республике Лакота не будет. Мы не хотим, чтобы людей обворовывали под предлогом, что такое заведение дает прибыль племени.

Вы предвидите, с какими препятствиями придется столкнуться? Как выехать из США без паспорта?

— Необходимость паспорта в том, чтобы вернуться в свою страну. Внутри страны достаточно удостоверения личности. Такой порядок принят и в Европе. Паспорта Лакоты будут нужны для поездок по миру. Мы над этим работаем. Что касается меня, то проблем выезда я не вижу. А вот того, что меня могут не впустить обратно, не исключаю.

Согласитесь, интересная будет ситуация: урожденный американец не может вернуться на собственную родину. Согласно конвенции ООН, все нации имеют право на собственные паспорта. Мы действуем в русле международного права.

А что такое свобода, которую символизирует Лакота?

Сегодня мир живет ценностями XVII века. Именно тогда возникла идея, что интересы свободного индивидуума защищены представительной демократией. Мало кто понимает, что национальное правительство — не самый оптимальный вид представительства.

Самым сильным является объединение общин, каждая из которых — совокупность свободных граждан и гарантия их защиты. США изначально задумывались именно как союз общин, но они больше не являются таковыми. Они превратились в старомодную патриархальную систему иерархического управления.

Республика Лакота будет строиться по принципу союза общин, на основе консенсуса между ними. Каждая будет обладать своими судьями, отрядами правопорядка и советом выборных. Полиция не нужна в общине, управляемой самими людьми.

Патриархальная система управления строится на страхе. В ней возникает множество фобий. Мужчины боятся женщин, женщины забирают себе столько власти, что это меняет их сущность. Границы штурмуют беженцы, государства охраняют свои границы, содержат армию заключенных, используют пытки и казни. Все общество пронизано взаимным страхом, этот страх искусно поддерживается. Патриархальное государство верит лишь в плохое, ждет лишь негатива от народа. Оно родилось вместе с рынком и поработило людей.

Союз свободных общин строится на принципе свободы, а не страха. Это понятно многим людям на земле. Поэтому у Республики Лакота так много сторонников. Если расисты вдруг захотят ехать к нам — что ж, пусть приезжают и живут в общине расистов. Свобода предполагает, что если ты хочешь, то можешь быть даже идиотом и жить среди таких же.

Индейцы не имеют представителя ни в сенате, ни в конгрессе, ни в верховном суде?

— Нет, за все эти века ни одного не было. Мы намерены привлечь правительство США к ответу за геноцид индейцев и готовим документы для возбуждения дела в Гаагском суде. Мы не сомневаемся, что получим поддержку многих стран в этом.

Многие журналисты представляют вашу программу как возвращение к вигваму, костру и пляскам у огня. Это не так?

— Может, это было бы и привлекательно для многих, но это невозможно. Мы исходим из реальности. Когда мы говорим о возвращении культуры, мы имеем в виду осуществление всех возможностей. Я много раз бывал в Европе, знаком с разными подходами к сохранению культуры народов. В советское время я побывал в Венгрии, Болгарии, Польше, ГДР. Был везде, за вычетом России и Арктики. Мне есть с чем сравнить.

В США нет даже идеи культурных возможностей — только деньги и те формы культуры, которые приносят деньги. Искусство приносит деньги — оно продается. Ужасная еда, вся превращенная в автомат для извлечения прибыли.

Мы видим американизацию мира, распространение принципа выгоды. Даже Россия уже захвачена этим, но сопротивляется. Мы не хотим американизации. Но мы не ретрограды и не зовем никого в каменный век, в изоляцию, в этнографический музей или в ритуалы, в которых принимают участие за деньги. Это особый вид духовной проституции, в который индейцев упорно вовлекают. Считается, что так мы сохраняем нашу идентичность, когда танцуем наши священные танцы для публики.

Мне говорят: вам не нравится Колумб, прогресс, демократия — вот и откажитесь от электричества, компьютеров, телефонов. Что ж, мы сделаем это. Немедленно сделаем, как только все приезжие иммигранты погрузятся на корабли и отплывут в свои страны.

А что вы можете противопоставить весьма прагматичной американской системе?

— У нас есть группа, которая разрабатывает целую систему: от создания альтернативных источников энергии до собственных банковских систем, которые бы не грабили людей. Вы не представляете, как положительно люди настроены к индейцам. Это остро чувствуется в поездках: тебе симпатизируют только за то, что ты индеец, а не американец. С таким запасом доверия мы и наши союзники преодолеем все трудности.

Правительства будут вынуждены признать нас, США не останется ничего другого. Мы действуем законно. Они обязаны предоставить нам суверенитет. Это наша земля по их законам. Если они откажутся, мы обратимся в верховный суд. Они будут вынуждены принимать решение. Ведь они повторяют слова о главенстве закона. Теперь закон повернется против них. Пока они пытаются не замечать нас, а американская пресса пытается нас маргинализировать. Но в эпоху интернета все это уже не работает. Самым лучшим для них было бы сесть за стол переговоров. Иначе нашим следующим шагом будет обращение в Гаагский суд по признанию геноцида североамериканских индейцев. И мы надеемся на поддержку России в этом деле. Ведь этот суд был организован при участии России.

Ганди говорил: сначала они игнорируют вас, потом провоцируют, потом атакуют, потом осуждают вас. А потом вы побеждаете их.

Владимир Путин тоже ценит Ганди. Он сказал, что после его смерти и поговорить не с кем. Вам есть с чего начинать.

— Путин сказал о двойных стандартах американской демократии. США поддерживают суверенитеты всех народов, только не у себя дома. Так что мы не сомневаемся в поддержке России. Скажу больше. Китай сейчас обладает 40 % богатств США. Мало кто знает, что Китай пригрозил Бушу обвалить рынок в случае нападения на Иран. Так что в мире есть разные рычаги воздействия и разные возможности народов поддерживать друг друга.

Вы не боитесь, что спецслужбы могут вас убить?

— Индейцы не боятся смерти. И я никогда ее не боялся. 34 года назад в Вундед-Ни мы победили целую армию спецслужб. Мы победим и сейчас.

Знаете, что самое ценное в людях Республики Лакота? Нас столетиями убивали, приносили нас в жертву, нас загнали в резервации, украли нашу землю, наш воздух, нашу воду. И мы выжили. Нам есть что предложить людям. А им уже нечего предложить. Поэтому они делают вид, что нас просто нет.

Что вы можете предъявить США на суде?

По данным США, на время прихода европейцев на землях 48 штатов проживало 12 миллионов индейцев. К началу XX века чистокровных индейцев осталось 250 тысяч. 70 % индейцев — беженцы в собственной стране, согнаны со своей земли. США провели геноцид, не сравнимый ни с чем: они истребили 99,6 % индейцев.

Далее. США гордятся своей приверженностью законам и идеям демократии. Не было ни одного года, когда бы США не вели войну. В мире есть только две страны, которые постоянно нарушают международные законы: США и Израиль. США не соблюдают и свою конституцию, согласно которой мы все — свободные люди и можем провозгласить независимость.

Сейчас Республика Лакота расположена в пяти штатах. Еще шесть нас уже поддержали и хотят присоединиться к нам.

Мне показывали дома наркоторговцев в резервации. Как с ними быть?

— Общины разберутся. В США есть два легальных наркотика — алкоголь и табак. От спирта умирает 75 % людей, от табака — 24 %, от нелегальных наркотиков, вместе взятых, — 1 %.Однажды мы вшестером решили перекрыть пути провоза алкоголя в резервацию. Мы встали цепью на границе с Небраской. Но приехала полиция. Нас арестовали, а торговцев даже не тронули.

Ну табак-то именно индейцы принесли миру, разве нет?

— Индейцы курят трубку с чистым табаком во время церемонии, а в США выпускают сигареты для ежедневного потребления без всякого смысла, но с громадным количеством смертоносной химии.

А вы курите?

— Сигареты — нет. Трубку — да. Но, как Клинтон, не затягиваюсь[4].

Американцы истребили бизонов. Теперь их восстановили, в ресторанах белые едят мясо бизонов. Ваша главная пища превращена в фаст-фуд?

— Американцы скрестили бизона с коровой, разводят эту помесь и едят это мясо. В блюдах тоже смешивают говядину с мясом бизонов. Чистое мясо бизона можно попробовать только во время церемониальных плясок у нас и в Вайоминге.

В Южной Дакоте вы добились, что День Колумба не отмечается, но празднуется День индейцев. А какова история Дня благодарения? Ведь белые рассказывают разное — что это праздник первого урожая, что индейцы принесли дары и спасли поселенцев.

— И то и другое — ложь. Индейцы много раз спасали поселенцев, но праздников в их честь не празднуется. Пилигримы устроили массовую резню индейцев. Губернатор Массачусетса выпустил воззвание, возблагодарил Бога и призвал остальные штаты действовать по их примеру. Потом празднику пытались придать иное значение, менее кровожадное, но история такова.

А что индейцы делают в День благодарения?

— Едят индейку. Многие ничего не знают ни о чем. Это колонизированный народ, которому попытались изменить память и самосознание. В школах ничему не учат. Они и обо мне в большинстве своем ничего не знают. Они думают, что я просто кинозвезда. Еще что-то о бойне 1890 года[5] они слышали. Но о нашей победе в Вундед-Ни в 1973 году они не знают. А ведь это была реальная победа индейцев над мощью США.

Вы могли бы обрисовать в цифрах сегодняшнее состояние индейцев?

— Оно бедственное. Средний возраст все ниже и ниже. Мужчины не доживают до 44 лет, женщины — до 47. Это хуже, чем в беднейших странах Африки. Безработица — около 73 %. На языке лакота бегло говорят люди не моложе 65 лет, таких единицы. Вот почему я построил в своем ранчо школу, где все предметы только на языке лакота.

Умирает каждый четвертый младенец. Фармацевтические компании отбирают наиболее крепких детей у семей, помещают их в приюты и испытывают на них лекарства. В том числе такие, которые изменяют психику. Это еще не самое криминальное. В резервациях крадут детей и продают их на органы, на опыты, в том числе психиатрические. Несколько дел возбуждено против таких похитителей детей. В школах процветают битье и физические наказания. Для детей в резервации школа — синоним жестокости.

В резервациях массово болеют туберкулезом, полиомиелитом — болезнями, в США побежденными. Гипертония, диабет — даже эти недуги в резервациях встречаются во много раз чаще, чем в белых районах. Все это вызвано специфической бесплатной кормежкой, которой пичкают поколение за поколением. В бесплатной еде нет ничего, кроме углеводов, а на другую еду у двух третей народа нет денег. Нигде в США нет таких показателей по болезням и по смертям.

В резервации вода отравлена урановыми рудниками. Здесь есть месторождения, возле них люди болеют раком и всеми сопутствующими заболеваниями, родятся больные дети, много выкидышей.

Плохие условия жизни, плохая вода, отравленная урановыми месторождениями, плохая еда — это три вещи, которые добивают мой народ. Мы испробовали все средства — восстания, демонстрации, марши, обращения, забастовки. Ничего не меняется. Республика Лакота провозглашена во имя спасения наших людей, до которых правительству США нет никакого дела. Мы устали умирать. Мы больше не хотим умирать.

Большинство племенных союзов ничего не делают, только сотрудничают с колониальным режимом. Они подобны правительству Виши во Франции при Гитлере. Они создают видимость самоуправления резерваций. Но они хуже оккупантов. Теперь они распространяют мнение, что мы не посоветовались с народом и вождями. Это неправда.

Мы посоветовались со всеми, кого уважают люди, а не власти. Мы уже достигли согласия со 100 племенами (всего их более 500) и с 480 родами, которые у индейцев по несколько сотен человек.

Есть у нас и мини-олигархи — карикатура на миллиардеров, сделавшие деньги на бедах своего народа, торгуя алкоголем и телевизорами. Они тоже хотят сохранить всё как есть. Иначе им негде будет развивать свой бизнес. Это пародия на жизнь. И она закончилась 17 декабря 2007 года. Мы свободны. А индейские «вишисты» хотят продолжать властвовать над душами индейцев. Но Республика Лакота положила этому конец.

18 февраля 2008


[1] Лакота — индейский народ, часть крупного языково-племенного объединения сиу (известен также как «равнинные сиу», «западные сиу»). Состоит из семи племен, крупнейшее (и самое известное) из них — оглала. Общая численность лакота — не менее шести тысяч человек. От имени «лакота» (в варианте «дакота») произведено название двух штатов США.

[2] Восстание в Вундед-Ни — самая известная акция Движения американских индейцев (ДАИ), длилось с 27 февраля по 8 мая 1973 года. В восстании участвовало до 300 индейцев под руководством лидеров ДАИ Рассела Минса и Дэвида Бенкса. Восставшие захватили поселок Вундед-Ни (место резни индейцев в 1890 году) в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота), соорудили вокруг поселка линию обороны и провозгласили Вундед-Ни независимым индейским государством. Восставший поселок был окружен правительственными силами, началась осада. После того, как попытка штурма завершилась неудачей, обе стороны пошли на переговоры. Индейцы требовали расследования расистских убийств, смены репрессивного руководства проправительственного племенного совета оглала во главе с Диком Уилсоном, смены погрязших в злоупотреблениях руководителей Национального бюро по делам индейцев, пересмотра неравноправных договоров правительства США с индейцами и расследования многочисленных нарушений американо-индейских договоров. Восстание завершилось после того, как правительство США подписало соглашение, предусматривавшее выполнение требований индейцев. Соглашение это, однако, было нарушено, в резервации Пайн-Ридж была развернута кампания террора, руководители ДАИ подверглись преследованиям (как судебным, так и внесудебным — нападениям и убийствам). Восстание в Вундед-Ни было поддержано американскими «новыми левыми», движением за гражданские права, лидерами негритянского и пуэрториканского движений. В ходе восстания погибло два его участника. Подробнее о восстании в Вундед-Ни см.: Тинесс А. Лишённые прошлого и будущего; Джозефи Э.М. Восставшие пасынки Америки.

[3] Р. Минс имеет в виду, что на президентских выборах 2000 года Джордж Буш-младший получил (даже по официальным данным) меньше голосов избирателей, чем демократ Альберт Гор. Но поскольку выборы в США не прямые, это не помешало Бушу стать президентом. Кроме того, кампания 2000 года сопровождалась грандиозным скандалом в штате Флорида (где и была решена судьба выборов): противники Буша обвиняли губернатора Флориды, брата Джорджа Буша, в масштабных фальсификациях в пользу республиканского кандидата. Это повлекло за собой многочисленные решения судов о пересчетах голосов в штате, которые давали преимущество то Бушу, то Гору, пока Верховный суд США не принял (большинством в один голос) решение пересчеты прекратить и признать последний результат (в пользу Буша) окончательным. По официальной версии, Буш-младший выиграл большинством в 1000 голосов избирателей. Большинство противников Буша-младшего до сих пор уверено в том, что он пришел к власти в 2000 году мошенническим путем.

[4] Речь идет об известном инциденте во время президентской предвыборной кампании 1992 года, когда в ответ на обвинения со стороны республиканцев, что в молодости Клинтон курил марихуану, тот ответил: «Курил, но не затягивался».

[5] Бойня в Вундед-Ни — трагический эпизод, завершивший так называемые Индейские войны в США. 29 декабря 1890 года подразделение 7-го кавалерийского полка армии США должно было разоружить в Вундед-Ни свезенных туда индейцев сиу. По так и не выясненным до сих пор причинам вместо разоружения солдаты устроили побоище, в котором на месте было убито свыше 150 сиу и еще 150 вскоре умерло от ран и замерзло. Большая часть из них была женщинами и детьми. Для индейцев слово «Вундед-Ни» десятилетиями было символом колониалистского геноцида, но официальная «белая» историография старалась не привлекать к этому эпизоду американской истории внимание. После восстания 1973 года (см. комментарий 2) бойня в Вундед-Ни стала широко известным фактом в США и со временем вошла в учебники истории. Этой бойне посвящен фильм канадского режиссера Ива Симоно «Схороните мое сердце у Вундед-Ни» (2007; снят по материалам двух последних глав книги Ди Брауна «Схороните мое сердце у Вундед-Ни. История американского Запада, рассказанная индейцами» (1970); книга переведена на русский язык в 1984 году).


Опубликовано в газете «Газета», 19 февраля 2008.

Перевод с английского Надежды Кеворковой.

Комментарии Александра Тарасова.


Рассел Чарльз Минс (Уонби Охитика — на языке лакота: Храбрый Орёл) (1939—2012) — американский общественный деятель, борец за права индейцев, актер, писатель, художник и музыкант.

По происхождению индеец оглала-сиу. Из-за тяжелых условий жизни семьи не смог закончить колледж, злоупотреблял наркотиками и алкоголем, связался с криминалом. С 1968 г. — участник Движения американских индейцев (ДАИ), организатор многих силовых акций ДАИ. В 1972 г. — участник захвата активистами ДАИ здания Бюро по делам индейцев в Вашингтоне. В 1973 г. — один из руководителей знаменитого восстания в поселке Вундед-Ни (резервация Пайн-Ридж).

В 2001 г. выдвигался кандидатом в губернаторы Нью-Мексико, но был снят с предвыборной гонки из-за процедурных нарушений. В 2004 г., как и в 1974 г., неудачно участвовал в выборах президента племени оглала-сиу. В декабре 2007 г. по инициативе Минса индейцы племени Лакота объявили о своей независимости от США и создании на территории пяти штатов Республики Лакота.

Неоднократно привлекался к суду американскими властями. Пережил несколько покушений. Снялся в ряде фильмов, записал два музыкальных альбома, опубликовал автобиографию «Там, где боится ходить белый человек».