С неослабевающим вниманием следит американская и мировая общественность за драматическими событиями в поселке Вундед-Ни, штат Южная Дакота. Несколько сот индейцев-сиу, которых блокировали вооруженные до зубов полиция и агенты ФБР, удерживают в своих руках поселок, где 83 года назад кавалерийский полк армии США вырезал сотни их соплеменников[1]. Сиу заявили, что не выпустят оружия из рук, пока не будут выполнены их требования: улучшить бедственное положение индейцев в резервациях штата Южная Дакота, прекратить дискриминацию, считаться с их нуждами. Многочисленные общественные организации и прежде всего индейское население страны выступили в поддержку осажденных в Вундед-Ни. Их стойкость и мужество привлекают внимание к трагедии коренных жителей Северной Америки.
«Красный гигант стоит на одном колене, но он готов подняться во весь рост», — гласит лозунг Движения американских индейцев, самой активной индейской организации в США.
Индеец — жертва трагической судьбы — стал призраком в великой североамериканской нации. Он застыл в образе воина, нападающего на поезда или же несущегося за стадом обезумевших буйволов по бескрайним, голым прериям.
Лишь недавно он возник из почти легендарного прошлого, чтобы громко заявить о себе голосом разгневанной индейской молодежи. Руководители Движения американских индейцев хотят, чтобы индейцы освободились от унизительной опеки федерального правительства, осуществляемой через Бюро по делам индейцев. Они хотят, чтобы индейцы стали хозяевами резерваций, со всеми их землями и богатством недр, чтобы возродились славные традиции их предков, чтобы программы их школ составлялись индейцами и для индейцев. Они противятся ассимиляции и, повинуясь инстинкту угнетенных, поднимаются цротив мнимого благодетеля.
Отзвук событий в Вундед-Ни дает знать о себе далеко за пределами Черных холмов в Южной Дакоте: гневные демонстрации индейцев прошли в Чикаго, в штате Южная Каролина и даже в одном из забытых селений штата Мэн.
Бюро по делам индейцев, созданное в 1924 году «для защиты индейских земель и их ресурсов», находится, как и заповедники США, в ведении министерства внутренних дел. Оно пользуется неограниченной властью во всех областях жизни 500 тысяч индейцев, живущих в резервациях.
Деятельность бюро критикуют и индейцы и белые, называя его «неповоротливым и неэффективным механизмом». Само его существование ранит гордость индейцев.
Лидеры выступления в Вундед-Ни — те же, что в ноябре 1972 года захватили и выпотрошили помещение бюро в Вашингтоне. Об их тактике можно спорить, но она уже принесла плоды. Один из бывших руководителей бюро, индеец по происхождению, Оуэн Ихоуорк, заявил:
— Бюро никогда не смогло бы открыть мне доступ в Белый дом. Захватив помещение бюро, Движение американских, индейцев сумело в течение восьми дней вести переговоры с представителями исполнительной власти США.
В федеральном бюджете на новый финансовый год, представленном Никсоном на рассмотрение конгресса 21 января, «программы экономического и социального развития индейцев, живущих в резервациях, и эскимосов штата Аляска предусматривают расходы в сумме 1 миллиарда 45 миллионов долларов».
— Значительность этой суммы обманчива, — сказал мне Ричард Лакурс, журналист из агентства прессы американских индейцев. — В сумму «помощи» включены расходы на содержание чиновников министерства юстиции, которым поручена защита интересов индейцев в Комиссии по репарациям (эта комиссия изучает жалобы индейских племен на федеральное правительство). Из этих же ассигнований значительная сумма выделена на строительство различных объектов на территории резерваций, например, плотины, которая нужна белым, живущим по соседству.
Лакурс считает, что «реальная сумма помощи индейцам составит половину ассигнований по бюджету».
Во времена Христофора Колумба в Северной Америке насчитывалось больше миллиона индейцев[2]. Кровопролитные столкновения с «бледнолицыми» привели к значительному сокращению числа индейского населения.
Сегодня в США детская смертность среди индейцев в полтора раза выше среднего уровня по стране. Средняя продолжительность жизни намного ниже, чем у белых американцев. Не в пользу индейцев и сравнения, касающиеся болезней: случаев заболевания туберкулезом у них в 7 раз больше, чем в среднем в США. Число самоубийств — 17,5 на 100 тысяч человек, в то время как в среднем по стране — 10 самоубийств на каждые 100 тысяч человек населения. Характерно, что жертвами душевной депрессии являются главным образом молодые индейцы в возрасте до 20 лет.
Индейская молодежь, живущая в городах, приобщается к распространенной в США наркомании. Однако употребление наркотиков строго запрещено активистам Движения американских индейцев.
С 1924 года все индейцы, живущие как в резервациях, так и в других местах, стали «американскими гражданами»: их призывают в армию, они платят подоходный налог и т. п. Весьма незначительное число индейцев использует право голоса, тем более что по закону США неграмотные не могут принимать участия в голосований. Многие вообще не идут на избирательные участки, ибо проявляют полное безразличие к политике и не считают своим «белое» правительство.
Со времени кровавой резни индейцев в Вундед-Ни в 1890 году политика федерального правительства по отношению к индейцам переменилась — от истребления к поглощению. Затем в ее основу был положен принцип «суверенитета племен». Практически этот суверенитет сводится на нет нищетой жизни индейцев, его также подрывает бюрократизм, появившийся вместе с порядками белых.
В местах жительства индейцев совет племени избирается каждые два года всем взрослым населением резервации. Председатель совета племени не всегда пользуется авторитетом, так как индейцы обычно подозревают его в том, что он продался федеральным властям.
Есть резервации среднеобеспеченные, есть совсем бедные. Типично положение в резервации индейцев сиу, которая не без помощи Бюро по делам индейцев меньше чем за сто лет лишилась целого округа: его постепенно заселили белые.
Резервация Пайн-Ридж в штате Южная Дакота — седьмая по величине в США: площадь ее около 700 тысяч гектаров. Сравнение старых и новых карт резервации показывает, что 42 процента площади — самые плодородные земли — каким-то «чудом» оказались отторгнутыми.
Индейцы теоретически пользуются правом предпринимательства, но лишь очень немногие располагают для этого необходимыми средствами и возможностями. Обрабатывается только 4 процента всей площади, 92 процента служат выпасом для скота, остальные 4 процента не используются. Промышленности в резервации нет, за исключением крохотной фабрики мокасин, построенной в 1967 году, на которой занято 180 рабочих-индейцев.
Торговля, предприятия бытового обслуживания находятся в руках белых.
Административный центр Пайн-Ридж — городок с полуторатысячным населением. Магазин под вывеской «Страна сиу» торгует продовольственными товарами скудного ассортимента и низкого качества.
Начальные школы, находящиеся в ведении бюро, выглядят более чем скромно по сравнению с католической миссией Сан-Росарио — школой второй ступени и техническим училищем, которыми руководят иезуиты.
— В Пайн-Ридже индейцы живут еще сносно, — сказал мне служащий бюро.
Между тем всего в 500 метрах от здания бюро дорога пересекает бидонвиль — крохотные барачные лачуги с земляным полом, без электрического света и воды.
Не удивительно, что молодые индейцы нередко покидают резервацию, чтобы попытать счастья за ее пределами. Это их единственный шанс.
Лидеры Движения американских индейцев не питает иллюзий в отношении своего будущего и стараются использовать все средства для того, чтобы привлечь внимание к участи индейцев вообще — к судьбе самого обездоленного национального меньшинства в Соединенных Штатах.
… Когда мы на закате солнца выехали в поселок Вундед-Ни, нам пришлось проезжать по той самой дороге, которая еще вчера была забита полицейскими, агентами ФБР, военной техникой. В помещении торгового центра, почти опустевшем, несколько парней устраняли последствия пожара.
Положение осажденных индейцев в Вундед-Ни серьезно осложнилось, когда американское правительство предъявило им ультиматум, предлагая сложить оружие и сдаться. Власти предупредили, что все, кто не проживает в поселке и не покинет его до часа истечения срока ультиматума, будут арестованы федеральной полицией.
Предшествовавшие ультиматуму переговоры между индейцами, окопавшимися в поселке Вундед-Ни, и представителями федеральных властей зашли в тупик. Учитывая напряженное положение в поселке, 42 местных индейца — преимущественно женщины и дети — эвакуировались. Но это лишь небольшая часть местного населения, насчитывающего около двухсот постоянно проживающих там индейцев.
Вместе с тем в поселок Вундед-Ни прибыл Ральф Абернетти, негритянский лидер борьбы за гражданские права, преемник Мартина Лютера Кинга, для совещания с руководством осажденных индейцев, добивающимся от властей выполнения заключенных много лет назад договоров между правительством Соединенных Штатов и вождями индейских племен.
Несколько десятков индейцев, проживающих в окрестностях Нью-Йорка, и более ста их сторонников организовали поход в штате Нью-Йорк в поддержку индейцев, осажденных в поселке Вундед-Ни.
После нескольких недель осады положение в поселке и позиции сторон не изменились, хотя внешне все как-то стало выглядеть даже спокойнее. Очевидно, сыграло роль то, что американские федеральные власти решили установить полицейские кордоны с тем, чтобы помешать и воспрепятствовать связи осажденных с внешним миром, лишить их возможности получать подкрепление, пополнять свои ряды, получать продовольствие и снаряжение. И одна и другая стороны, участвующие в конфликте, готовятся к продолжительной позиционной борьбе. Полицейский чин, возглавляющий подтянутые к месту событий силы, Уэйн Колберн заявил:
— Теперь мы их обложили гораздо плотнее, чем раньше. Мы их возьмем голодом, — продолжал он. — Им скоро нечем будет топить, они будут дрожать от холода, а уж мы позаботимся, чтобы у них не осталось ничего для нормальной жизни…
По его словам, участники мятежного выступления получили в последние дни внушительное подкрепление. Если в начале драматических событий их было две сотни, то теперь насчитывается почти четыреста человек и ко всему прочему им доставлено дополнительное оружие.
Федеральная полиция надеется, что голод и холод вынудят индейцев, занявших поселок Вундед-Ни, стать более покладистыми и сговорчивыми, заставят их прекратить сопротивление.
Однако за некоторое время до установления жесткой блокады руководитель Движения американских индейцев решительно заявил:
— Мы, как и прежде, будем продолжать свою борьбу и не сложим оружия. Мы готовы пойти на смерть![3]
Комментарии
[1] Бойня в Вундед-Ни — трагический эпизод, завершивший так называемые Индейские войны в США. 29 декабря 1890 года подразделение 7-го кавалерийского полка армии США должно было разоружить в Вундед-Ни свезенных туда индейцев сиу. По так и не выясненным до сих пор причинам вместо разоружения солдаты устроили побоище, в котором на месте было убито свыше 150 сиу и еще 150 вскоре умерло от ран и замерзло. Большая часть из них была женщинами и детьми. Для индейцев слово «Вундед-Ни» десятилетиями было символом колониалистского геноцида, но официальная «белая» историография старалась не привлекать к этому эпизоду американской истории внимание. После восстания 1973 года бойня в Вундед-Ни стала широко известным фактом в США и со временем вошла в учебники истории. Этой бойне посвящен фильм канадского режиссера Ива Симоно «Схороните мое сердце у Вундед-Ни» (2007; снят по материалам двух последних глав книги Ди Брауна «Схороните мое сердце у Вундед-Ни. История американского Запада, рассказанная индейцами» (1970); книга переведена на русский язык в 1984 году).
[2] Пример успешного воздействия на умы империалистической пропаганды. Колонизаторам было выгодно занижать численность коренного населения обеих Америк — чтобы таким образом приуменьшить масштаб своих преступлений, масштаб геноцида индейцев. Уже в конце XX века разные специалисты определяли численность коренного населения Северной Америки во времена Колумба в 9—12 миллионов человек. После того, как в 2000-е годы были открыты огромные индейские «города» вдоль русла Миссисипи и ее притоков, стало ясно, что это число должно быть еще больше.
[3] О дальнейшей судьбе лидеров восстания в Вундед-Ни см.: Андронов И.И. Индейцы перед американской Фемидой; его же. Пародия на правосудие; Минс Р. «34 года назад в Вундед-Ни мы победили целую армию спецслужб. Мы победим и сейчас».
Опубликовано на языке оригинала в газете «Фигаро».
Перевод с французского: редакция «За рубежом».
Перевод опубликован в еженедельнике «За рубежом», 1973, № 14.
Комментарии Александра Тарасова.
Анна Тинесс — французская журналистка.
Ассошиэйтед Пресс, Нью-Йорк, 23 марта 1973.
Как сообщил представитель федеральных властей, в ночь с 22 на 23 марта в трех местах в окрестностях Вундед-Ни, уже четвертую неделю занимаемого мятежными индейцами сиу, снова произошли перестрелки.
Хорейс Уэбб, должностное лицо министерства юстиции США, заявил, что в период между полуночью и тремя часами утра с обеих сторон было произведено около тысячи выстрелов. По его словам, со стороны индейцев стреляли не только из окопов, но и с подступов к расположению блокирующих федеральных «сил поддержания порядка». Хотя Уэбб не сообщил ничего о потерях во время перестрелки, но отметил, что она была «одной из самых сильнейших ночных схваток за все время осады».
Ночная перестрелка произошла также накануне. Тогда она длилась примерно час. Было произведено около 500 выстрелов. Таким образом, две ночи подряд в окрестностях Вундед-Ни осажденные и осаждающие вели огонь.
Эти события развернулись после слухов о возвращении в Южную Дакоту главного представителя правительства на переговорах с индейцами в поселке Вундед-Ни, помощника министра юстиции США Харлингтона Вуда, который уезжал в Вашингтон. Вуд несколько раз имел встречи и вел переговоры с руководством Движения американских индейцев с тех пор, как эта организация силами двух с половиною сотен индейцев заняла поселок 27 февраля.
Как сообщил Рассел Минс, один из лидеров Движения американских индейцев, примерно 500 индейцев сиу должны прибыть в посёлок Вундед-Ни. Он рассказал на пресс-конференции, что индейцы приедут из резервации Роузбад, находящейся также на территории штата Южная Дакота.
— На основании нашего договора от 1868 года и в соответствии с правами, которые он предоставляет индейцам сиу, — заявил Минс, — свыше 500 индейцев намерены прибыть в этот поселок. У них будут охотничьи ружья, они доставят продовольствие и снаряжение. Если федеральные войска попытаются преградить им доступ, индейцы окажут вооруженное сопротивление. (Под давлением общественности власти разрешили проследовать в Вундед-Ни каравану из 6 грузовиков с продовольствием, топливом и медикаментами, что расценивается как успех индейцев. — Редакция «За рубежом».)
Минс сообщил, что ряд федеральных полицейских отрядов заменяется полицией, подчиненной органам Бюро по делам индейцев, чтобы придать столкновению видимость внутренней междоусобицы.
Перевод с английского: редакция «За рубежом».
Опубликовано в еженедельнике «За рубежом», 1973, № 14.