Ще стоїть Україна! Не вмерла вона І вмирати не має охоти. Кожна піч українська — фортеця міцна, Там на чатах лежать патріоти
Володимир Самійленко [II]
Man schläft sehr gut und träumt auch gut In unseren Federbetten. Hier fühlt die deutsche Seele sich frey Von allen Erdenketten
Heinrich Heine [III]
События, происходящие на Украине, конечно, не являются событиями, могущими иметь всемирно-историческое значение (захват власти совсем не народными политиками в результате политического переворота и при поддержке народных масс происходит, конечно же, не впервые, как не впервые более сильная — условно — страна притязает на более слабую. Другое дело, что это происходит на постсоветском пространстве во время ряда мировых экономических кризисов — вот это уже требует нашего внимания), и тем не менее их нужно анализировать. Во-первых, нужно понять, какие силы принимали участие в этих событиях и как воспользовались своим участием впоследствии. Во-вторых, нужно обозначить дальнейшие перспективы работы при новых и при складывающихся на наших глазах условиях и предположить, что ещё может произойти, в том числе и с нами.
Но никто, ни один мещанин не переплюнет господина Марочко [XIII], историка-истерика, достойного встать в один ряд с коллегами — Кульчицким, Вятровичем, Портновым и Шаповалом [XIV]. Мастера геббельсовщины — воистину славная когорта! Господин Марочко вещает: шесть или семь миллионов жителей Украины за 20 лет «независимости» исчезли не куда-нибудь, это — следствие подлой большевицкой политики. И эта подлая политика как началась в 1917-м, так и продолжилась в 1930-е голодомором, в 1950-е («колхозное рабство»), а там её Кучма продолжил (почему он?). Это что получается — большевики съели 7 миллионов за последние 20 лет? У-у, гады, нехристи, пся крев! «Прочуняйте», господин Марочко. Хотя нет, вам же ещё нужно посчитать, сколько невинных русских душ ежедневно губит Ленин своими гнилостными испарениями из мавзолея. Напоследок скажу, что Марочко — один из самых уважаемых исследователей голодомора в Украине. И он не признаёт 1990-е геноцидом. Зато разъезжает по всей стране с лекциями на тему кровавых злодеяний кровавых большевиков. Марочкиных мантр в полутёмных душных залах и завываний артисток под гармошку (происки москалей?!) не выдерживают даже «свободовцы», привычные к разнообразным некрофильским мероприятиям. Да, про голодомор слушать — это вам не Бандеру воскрешать.
Нас — молодёжь — призывают радоваться, что у нас есть свобода предпринимательства и что мы не должны учить историю КПСС. Но наши замечательные сухомлинские очень наивно полагают, что молодёжь хочет, умеет и будет учиться: коль есть свобода предпринимательства, можно не учиться. Если они (в чём я очень сомневаюсь) старательно зубрили от корки до корки, теперь оценку, контрольную и даже диплом с диссертацией можно купить. И сами «педагоги» с удовольствием берут взятки — кто деньгами, кто сервизами, кто коньяком. Традиция такая. «Благодарность». А что делать, государство же не обеспечивает. А их знания (?) пригодятся юным поколениям. Я давно утратила иллюзии насчёт буржуазных реформ, «улучшений» и прочего в сфере образования. А вот один вопрос — всего один! — меня всё-таки волнует. Кто и когда дал право советскому обывателю, закончившему советскую школу и советскую аспирантуру и плавно перешедшему в буржуазную академию, трепаться о чести и совести? Какого чёрта эти вонючки трындят о патриотизме? Какого чёрта эти проститутки с диссертациями на «идеологически правильные» темы начинают исследовать «освободительные движения» и становятся сторонниками украинской буржуазной идеологии? Да, передача бесценного опыта: советская проститутка учит буржуазную — «независимую» — проститутку делать всё качественно, быстро, а главное дёшево! «Наука!» «Образование!» «Интеллигенция!» Деньги — если они есть — не пахнут. Детки советских обывателей (первосортные обыватели, по ГОСТУ) заветам отцов верны. «Покирнэ тэлятко двох маток ссэ» — вот их девиз, их хохлацкая мудрость! Она известна им слишком хорошо. Жить, чтобы устроиться, пристроить зад и свить гнёздышко — вот она, цель. И эта масса, это болото рассказывает нам об избавлении от «советской ментальности»! Пироги хороши, да их не вороши. Ни слова, когда в 1985-м убили Стуса [XV]. И теперь — килотонны лжи. О да, они знают, как нужно Родину любить! Как смотрели «Иронию судьбы», так и смотрят. Зато — какая ирония! — повязали задницу жовтоблакитной ленточкой. И её не трожь — символ любви к нэньке. Чёрт возьми, неужели некому плюнуть им в морду? Некому — молодое поколение достойно своих отцов.
Марочко сеет на благодатной почве. Я слышала, как полуправая («но есть надежда…») девушка объясняла исчезновение этих семи миллионов очень просто: «Понимаете, бывают такие времена». Какие «такие»?! Война, что ли, была?! (По некоторым подсчётам, потери Украины в ВОВ равны потерям за эти 20 лет.) «Нуу… А вообще людей на планете слишком много». И кто их только разводит, этих людей? Вот если бы повымерли… Семена проросли и заколосились. Тут и мозги промывать не надо: уже ёршиком почистили, проффессуре [XVI] осталось разве натереть до блеска. Чтобы было «сяючэ-сяючэ». Молодёжь при поддержке и одобрении взрослых придерживается фашистских, расистских, мальтузианских взглядов и проповедует их. Хамы снаружи, хамы внутри. Сейчас вообще выясняется очень много интересного. Читатель, вы знаете, что все русские — шизофреники? (Говорит полукровка-«свободовец». Ну конечно, он — не шизофреник, нет!) А знаете, что крымчане все как один ненавидят «бандеровцев» и хотят идти на них чуть ли не крестовым походом? (Эту бесценную информацию полуправая барышня сообщила ещё в декабре, чтобы несколько дней спустя заночевать на Майдане.) Ещё в декабре правые и тяготеющие к ним обыватели заявляли, что «москалей» необходимо депортировать, если не уничтожить физически. Так чему удивляться, что через несколько месяцев они получили симметричный ответ от Болотова и его компании?! Только конченый дурак не понимает, что можно получить, сея ветер. Говорили, что Ломброзо — психиатр (а не то, что вы подумали), что греческая «хунта чёрных полковников» стабилизировала ситуацию, расшатанную, разумеется, подлыми коммунистами… — «Хунта! А Пиночет в Чили?» — «Пиночет, получается, тоже…». Очень многое вылазит наружу и пахнет не всегда приятно. Декабрь-2013 с лёгкой руки герра Михальчишина [XVII], оказывается, стал Берлином-1945 (ВОС — это «наши» или «немцы»?! Нетрудно догадаться [XVIII]). В декабре на Майдане кричали «Коммуняку на гилляку!», но более умеренные говорили, что никто никого вешать не собирается («Свобода» как тогда кричала, так и теперь кричит). А вообще, мы с вами — те, кто не поддержал Майдан, — …шариковы. Да-да. А жители Востока и «коммуняки» — так те вообще «шавки». Кому ещё непонятно, что привело Украину к гражданской войне?
Очень хорошо, что «общество» разговорилось: успели нагутарить столько, что уши завяли, опали и сгнили. Ясно одно: за красивыми словами рыцарей неолиберального сумбура [XIX] прячется обыкновенный неолиберализм. Судите сами: поскольку свобода одного кончается там, где начинается свобода другого, проституции быть не должно (она ограничивает свободу другого), а наркомания и алкоголизм пускай остаются (мне лично они не мешают, каждый выбирает, пить или не пить). Сильно! Либерастия в чистом виде. (То есть прямое насилие, «общественно необходимое», «оправданное», как присутствие полицейского на улице, должно быть непременно, а необязательное насилие — проституцию — можно и осудить при случае. Что за крокодильи слёзы? Когда насилие опять становится неявным, скрытым — алкоголизм, наркомания — его опять признают! «Казуистика его отточилась, как бритва».) Характерно: эти молодые «радикалы» и «националисты» считают, будто жизнь не ограничивается одной политикой: есть ещё много «плоскостей» — спорт, искусство, творчество, любовь, хобби, друзья… Занимайся политикой. А я буду искусством. А я буду делать ремонт. А я — ходить в туалет. Чистый постмодерн, без примесей. Кусочки действительности, не поддающиеся синтезу. В своё время о таких «кусочках» написала фрау Забужко («всё, что нам дали, — как детям для игры — готовые разрозненные кусочки действительности, фрагменты, детали, цветные фишки какой-то большой, непостижимой головоломки») [XX], и это в не последнюю очередь способствовало популярности «постмодерного» восприятия мира среди молодёжи. Конечно, намеренно — чтобы как можно меньше людей понимало, что происходит, и могло сделать соответствующие выводы насчёт происходящего. Проплаченные «писатели», «философы» и «журналисты» так постарались, что у нас теперь никто и по земле-то не ходит — на коленях перед мэрией стоят или прыгают на Майдане. Так может и «революция достоинства» [XXI] была всего лишь продуцированием негодяев? А что — высшая стадия развития, на которой достоинство опровергает само себя.
Все дурацкие заявления, которые мы слышали на протяжении полугода, нужно анализировать. Это — показатель интеллектуального и идеологического развития нашего врага — неолиберала, а он явился нам в обличье классического буржуазного националиста, правда, провинциального националиста, запечного, хуторского, но о-очень молодецкого. Прошу не обманываться «коктейлями Молотова»: их бросали правые радикалы, а компактное большинство [XXII] в это же время спокойно нарезало бутербродики, таким образом принимая посильное участие в «революции». Именно это большинство, и неолиберальное, и «националистическое» (а кто-то и не мог чётко определить свои политические взгляды: «Я за Украину». Так и мы не против! Только их Украина — член ЕС и НАТО, то есть это — симпатизанты неолибералов), делегировало своё участие в «демократических процессах» правым радикалам. Именно это большинство, кашеварное, смушевошапковое, диванносотенное, салоедное и квасолюбивое, утверждало, что они — «мирные протестующие»! Конечно, подлая «беркутня» не даёт есть канапкы [XXIII] и водить хороводы вокруг ёлки. Такие «патриоты» не годятся ни к чёрту. Нацепляют ленточек на все места и «любят Украину» — надо же «противостоять диктатуре»! И начинается: мы как в Сечи, как магдебургские города, как ля-ля-ля [XXIV], а радикалы, уничтожающие злобный режим, — провокаторы. Мы, если что, бутерброды ели, мы не стреляли. Бессмертная комбинация: радикалы убивают, неолибералы одобряют («общественное мнение»), прикрывают («идеология») и назначают жертв (практическое воплощение идеологии)! Но комбинация всё же не вечна: получив поддержку, радикалы очень быстро обрезают ниточки кукловодов (а то и их самих вырезают) и устанавливают свой режим, где неолибералы нарекут провокаторами тех, на кого им укажут. Пока «общественное мнение» работает на радикалов — очень уж «герои Майдана» понравились. На Пасху здание СБУ «охраняют» двадцатилетки с пепси-колой в платках «самообороны» [XXV]. В хаки, разумеется. «Охрана» глазеет на посетителей, но больше на прохожих, которые, пройдя пару метров, начинают неудержимо ржать. СБУ под народным контролем, да! Естественно, если считать народом «соколов» Наливайченко — Яроша.
Хороши же последователи у Бандеры. А какие занятные! Про подвиги украинских «правых» и «левых» впору писать талмуды. И те, и другие — всамделишные малороссы. Никакие это не украинцы. Например, «свободовцы», юная поросль, надежда нации. Кукурузу им в руки, брыль на голову, комсомольский значок на грудь. Так нет же — в депутаты метят, в научные работники, в… Туда, в заоблачную высь, где с перистого облачка ласково и ободряюще улыбается батько Бандера. Украинцы, скажете? По-моему — иллюстрация к «Малороссийству» Маланюка [XXVI]. Кстати, господам националистам, если уж они националисты, следовало бы ознакомиться с данной работой. Много нового бы узнали. (Не переживайте, книжечка небольшая, глаз не испортите.) Да что я призываю, реакция же очевидна — классическое чесание в затылке и «йакось-то воно будэ» [XXVII]. Что ж, пусть «провидныкы» [XXVIII] разбираются, кто это попадает в их стальные ряды и с какими целями. Хотя какие «провидныкы» из членов КПСС? Так, вожди и вождята. Словом, моих соотечественников на площади выводят отнюдь не идеология и убеждения, а дичайшая каша из шовинистических теориек, пропагандистских штампов и родного мещанского идиотизма.
В ім’я соціяльної матері нашої революції
Микола Куліш [XXIX]
Могли ли настоящие левые, владеющие классовым анализом, поддержать Майдан? Нет, разумеется! 1) Майдан никогда не был «гражданской инициативой», он — обывательщина (а вовсе не obywatelski — не гражданский, как утверждают некоторые [3]), да ещё и обывательщина самого низкого пошиба — политика в духе народных гуляний; 2) Майдан инспирирован обиженными («европейскими», «украинскими») буржуа против более сытых буржуа («пророссийских», «неукраинских», «украинских»). Причина — отчуждение от власти «оранжевых» после прихода Януковича и его людей. Программа — отчуждение от власти Януковича под видом «победы демократии». Как видим, чтобы понять происходящее, достаточно отказаться мыслить в терминах буржуа; 3) движущие силы Майдана — студенчество, безработные и другие деклассированные, мелкая и средняя буржуазия и служащие под предводительством неолибералов (БЮТ, «Удар», буржуазные националисты «Свободы») и различных правых (начиная праволиберальной «Видсичью» и «Спильной справой» и заканчивая УНА-УНСО и собственно «Правым сектором»). Идеологическую поддержку им оказали профессиональные проститутки — журналисты и всевозможные «интеллектуалы» и «мыслители». В частности, «воскресению страны» очень радовались газеты «Дэнь», «Газэта по-украйинськы», «Украйина молода», журнал «Украйинськый тыждэнь» и русскоязычные «Фокус» и «Корреспондент», интернет-издания «Украйинська правда» и LB.ua, телеканалы «5 канал», «ТВі» и многие-многие другие СМИ (то есть те, кто якобы был настроен оппозиционно по отношению к Януковичу. Оппозиционность заключалась в том, что их финансировал не «донецкий» клан, а какой-то другой, как, например, Порошенко — «5 канал»), а также новорождённые «Громадськи...», «Эспресо...» [XXX] и другие места трудоустройства выпускников журфака Шевы [XXXI]. Вам сделать новости по-украински или эспрессо?; 4) «цивилизационный выбор Майдана», о котором дерут глотки, сделан вовсе не в пользу социализма. Собственно, весь выбор — добровольное решение наняться по дешёвке к богатым соседям, стать провинцией «первого мира», пойти в примаки. Так что же должно было привлечь нас в Майдане и примайданной пене?! Идти туда с какими-то лозунгами было бы даже не самоубийством, а форменной глупостью: гляди-ка, мы — коммунисты, мы против твоего капитализма, ЕС — тюрьма народов, а можно мы встанем рядом с тобой? Но украинские левые настолько суровы, что не только пошли на Майдан, но и оспаривают право первой ночи — решают, кто быстрее добежал. Может, это и не левые и не коммунисты вовсе? Ну конечно.
В ноябре, когда Майдан только начинался, «левые» (ЛО, ПД, «Спильнэ») не на шутку озаботились: нужно как-то реагировать, вот только как? Несколько леваков сходили на разведку. На всякий случай сфотографировались (ничего себе разведчики!) [XXXII]. Если в ноябре эти фото были доказательством внимательного изучения событий «левыми», теперь им место как минимум в музее левого движения: «мы же первыми пришли!». Дальше поспешно засвидетельствовали лояльность Майдану (он растёт, а нами никто не интересуется! Нехорошо) в виде ряда текстов и «изучения Майдана с точки зрения социологии» [4]. После того, как нацисты побили братьев Левиных [XXXIII], «активисты» напужались и, воспылав благородным гневом, стали кропать о средневековье и его нравах [5]. Однако это продолжалось недолго. Призрак «диктатуры», грозно и в полный рост вставший перед описавшимися неолибералами 19 января, заставил сжаться в комочек и «левых» — они отчаянно загорланили о «демократии под угрозой» вместе с представителями «гражданского общества» [6]. Вплоть до середины февраля «левые» комментировали происходящее в духе «правые перехватили инициативу» (будто бы она когда-то была в руках «левых»! Мама, а Ярош меня обидел, инициативу перехватил!), а «свержению диктатора» аплодировали стоя. Одно время — чудеса! — будто бы каялись за грехи молодости [7]. Чуть позже опять стали критиковать Майдан. Теперь имеют своего человека в правительстве в лице Инны Совсун, первого замминистра образования, бывшего (?) директора Центра исследования общества (ЦДС, фактическое место работы коллектива журнала «Спильнэ»). Потом решали, чем ещё заняться — как, например, идти на выборы в Киевсовет и с кем при этом сотрудничать. Как будете на выборах, проголосуете за «Ассамблею социальной революции» [XXXIV]. Именно так эту лавочку назвали люди, желающие создать «партию а-ля ленинского типа» (sic).
Со вторым крылом «левой» проще: «Боротьба» с самого начала выступила против «евромайдана», а потом поддержала «антимайдан» Востока, как только он появился. И до сих пор поддерживает, из-за чего порвала последние эфемерные связи с «товарищами» — ЛО и ПД. «Товарищи» в ответ подвергли её обструкции [8].
Отставив все эмоциональные заявления одной и другой стороны в сторону, можно сказать, что и те, и другие — лакеи, потому что и те, и другие, назвав себя левыми, фактически поддержали разные буржуазные кланы. То есть сделали то, чего настоящие левые не имеют права делать. Да ещё и настойчиво пытаются теоретически обосновать своё поведение — оправдаться! Давайте разбираться. С какой стати социалисты участвуют в буржуазно-националистических мероприятиях да ещё и прикладывают руку к неолиберально-ультраправому перевороту? С какой стати авторы январского законопроекта кажутся нашим «левым» всадниками Апокалипсиса? С какой стати «левые» призывают не отнестись к Майдану критически, а бегут постоять возле неолибералов (может, и попрыгать)? Надеюсь, читатель догадался: никакие они не левые, эти украинские «левые». Обыкновенные неолибералы (а «Боротьба» — сталинисты-брежневисты). Иногда они надевают капироты, но всё равно упорствуют в своих заблуждениях. Они играют в политику, играют в левизну, играют в «гражданский протест». Они — настоящие hominis ludens, потому что коммунистами нужно стать и иметь мужество ими оставаться, а играть не опасно (опять «постмодернизм»!). Играя, они не придерживаются правил игры — их устанавливает победитель. Вот и получается: если нужно слепить себе славу оппозиционеров по отношению к парламентской «Свободе» — Карась [XXXV] и Со подвергают их, борцов с фашизмом, репрессиям, а если нужно слепить себе славу борцов с «диктатурой» — можно и на Майдан сходить, отчего же. Даром что там Карась, Мирошниченко и все те, с кем нормальные левые и на одной площади стоять не будут, не то что рядом. Вообще отношения С-14 [XXXVI] и ПД, например, стоит изучить специально — очень показательный симбиоз. С-14 с завидной периодичностью (или по вдохновению) даёт ПДшникам по голове, а ПДшники кричат про неофашистский террор против них и считают эти крики «антифашистской борьбой»! Насколько мне известно, ни одного ПДшника (а тем более ПДшницу) не убили, не искалечили и не изнасиловали, не вынудили эмигрировать, то есть это ещё не террор, а нечто похожее на отношения между ультрас разных команд, при которых каждая сторона имеет свой расчёт. Страдающие ПДшники обычно знают нападающих в лицо, а то и лично. К тому же есть о чём писать — о коричневых пятнах на карте Европы, например. К тому же сами ПДшники признают — да, они общаются с правыми. Более того, связей не порывают, только просят не сливать информацию про акции правым друзьям. Появляется крамольная мысль: может, вздыхают о том, что кто-то из правых опять «прыгнул» на акцию или спровоцировал её участников, понарошку, а сами «прыжки» — соцзаказ? Я могу обосновать. Во-первых, серьёзный отпор «левые» дать не могут (не хотят?): убегают или придерживаются тактики «забросаем их какашками», то есть постебём в Сети. (NB: даже «Видсичь» несколько лет назад, с приходом Януковича, решила организовать тренировки по самозащите. Не знаю, тренируются ли до сих пор, да только свою сотню «Видсичь» создала. ПД о подобных тренировках только говорило. Получается, неолибералы собирались защищаться от «полицейского государства», а ПД — нет?) Во-вторых, «левые» вместе с неолибералами поспешили успокоить западных наблюдателей [9]: бро, спокуха, всё под контролем. Это кто это, кто это контролирует ПС — «гражданское общество»? Да неужели? Ну да, вот они, контролёры — Кипиани, Портнов, Грицак [XXXVII], представители ЛО — «Спильнэ» с диаспорианой типа Шкандрия — Бинерт [XXXVIII] — герои нашего времени. Идеальная компания, однако. (Диаспора вообще очень активно стала нас поучать. С чего бы это?) Значит, если нужно выдурить у западных фондов денюшку — нас бьют нацисты. Если нужно засветиться в СМИ — стоим перед Киевсоветом, который внутри увешан трипальцевыми штандартами. Все средства хороши в достижении цели. Теперь ясно, почему «левые» подписали письмецо — иначе бы нарушилось садомазохистское равновесие. Одни радуются выдуманным деревьям с висящими коммунистами [XXXIX], другие — «боевым ранениям». Если речь идёт о политических дивидендах, можно пренебречь тем, что диктатуры-то никакой и не было (у нормального диктатора все журналисты, шляющиеся возле Межигорья, давно бы мирно висели, при нормальном диктаторе и подумать бы нельзя было обо всяких «Комитетах сопротивления диктатуре», инициативных группах и палаточных городках, в конце концов нормальный диктатор по-тихому убрал бы Тимошенко, а вместе с ней и всю оппозицию и не в меру прытких кандидатов гумнаук; Янукович, придя к власти, хотел получить ещё больше денег и ещё больше увеличить своё влияние, но никак не повторить «подвиги» Гитлера или Пиночета — Путина разве), тем, что левый не имеет права думать и действовать как либерал — если нужно в парламент, обо всём можно забыть! Если голосуете за «левого», помните: вы выбираете неолиберала в левой обвёртке. Нормальный левый в парламент не пойдёт.
В то же время «левые» такие глупые, что и не скрывают своих раскольнических намерений. 12—13 апреля они даже провели международную конференцию «Левые и Майдан», на которой в который раз прозвучали «за» поддержавших Майдан (ЛО, ПД и «Спильного») и «против» Майдан не поддержавших (в частности Андрея Мовчана и Сергея Одарыча) [XL]. Наверное, следует подробнее сказать об этом мероприятии, но смысл их разговоров укладывается в цитату из Гоголя: «Ну нет, как же, со мной даже нет картуза. Как же без шляпы? неловко. А неужто, однако же, нельзя без шляпы? А что, если бы попробовать, а? Попробовать, что ли?». Часть «левых» попыталась критически оценить свои действия на Майдане (не будучи при этом критичными), часть всё равно «упорствовала». Правда, определённый когнитивный диссонанс у них всё-таки был: насколько мне известно, перед членами редакции «Впэрэд» [XLI] даже извинялись за «идиотизм» (угу, «Впэрэд» — архангелы смерти, ни дать ни взять!). Поведение «левых», в принципе, определили верно. Но даже если расценивать это извинение как коллективное покаяние, разве такое прощается? «Левые» заслуживают публичного суда и публичной казни, если уж на то пошло. Но, к счастью, отвечать им придётся перед более страшным судьёй — перед логикой истории, логикой революционного развития, а она никогда не прощает предательств. Они и сами это понимают: давний член ЛО Захар Попович спрашивал участников конференции, чувствуют ли они историческую ответственность за то, что левые до сих пор не победили на Майдане. За иронией скрыт ужас. Грехи любезны доведут до бездны. «Левые» видят ту пропасть, в которую они неуклонно, из года в год, падают. А падают они всё быстрее. Падающего толкни, истинно. Туда им и дорога.
Эти господа считают, что ответственности удастся избежать. Большое заблуждение. Если сейчас такой любимый ими «народ» искренне верит в «демократию», несущую ему новую, счастливую жизнь, это не значит, что через какое-то время люди не поумнеют. Я, конечно же, имею в виду не убеждённых неолибералов. Я говорю о тех, кто пойдёт за «левыми», сочтя их за левых. Последствия прозрения последователей будут страшными. И прежде всего для самих «левых». Будем толерантны: пожелаем «левым» выродиться или погибнуть от рук правых братьев. Хотя кто же за ними пойдёт — они и повести за собой не могут, а от нападающих убегают, причём очень быстро. Как были ничем, так ничем и останутся, только трупный запах прибавится. Вот детей их и правда жаль: видя таких родителей, легко стать фашистом. Правда, некоторые обещали плодить (sic) и воспитывать коммунистов, но с ними всё ясно — «цак надень и в пепелаце сиди».
Господин анархист Билецкий, член ПД, призвал «воспользоваться неблагоприятными обстоятельствами, чтобы превратить их в революционную ситуацию», а напоследок глубокомысленно изрёк: «нужно канализировать социальное движение». Ну разумеется, господин Билецкий! Canalize it! ПД к вступлению в ЕС готово! Мы всегда знали, что наши левые безграмотны, но вот английский они выучили. Как же так — язык империализма знают, а свой нет? Хоть бы уже русский выучили по-человечески, если украинский для них — что-то из области фантастики. Наши «левые» не только не левые, но и не украинские. Если перевести с анархистского — нужно слить эти ваши социальные движения и делу конец. А «превратить неблагоприятные обстоятельства в революционную ситуацию»? Самый цимес! «Криэйторы, Вава, криэйторы». Ладно бы сами канализировались, зачем же всех призывать? Не в подполье же зовут. В канализацию, естественную среду обитания «левого» бомонда. Правда, такого глубокого погружения добрая часть населения Украины может не выдержать, но и чёрт с ним. Наше дерьмо качественное, европейским стандартам соответствует. Жрите на здоровье.
Приятного вояжа по изгибам восточноевропейской канализации, господа «левые»! Хоть в дерьме, зато в Европе. Чего же больше?
Не пора, не пора, не пора Москалеві й ляхові служить! Довершилась України кривда стара, Нам пора для України жить!
Іван Франко [XLII]
Собственно, сегодня расклад таков: одна шушера («Боротьба») работает на востоке, другая — в центре, а именно в Киеве, любыми средствами стремится попасть в Киевсовет. Думая, что представляют всю украинскую «левую», они ещё и регулярно отчитываются перед «русскими товарищами» — РСД [10].
О таких «левых» говорить и говорить. Поэтому я и не описывала здесь всего, я ограничилась самым главным. Соответственно возникает вопрос: а что же делать в таком случае? Ответ очевиден — работать. Но, конечно, не в составе партий или ассамблей.
А работать приходится в крайне сложных условиях: 1) военная истерия; 2) перспектива президентских выборов (а также выборов в Киевсовет и выборов мера столицы) и их срыва, то есть легитимность любых действий по «стабилизации» ситуации и полное доверие к буржуазным институтам выборов, которые теперь якобы находятся «под контролем народа»; 3) абсолютное неприятие России даже как субъекта государственности (падение русского империализма неизбежно [XLIII], так что надежда на возвращение Крыма остаётся, а там и ещё какая земелька перепадёт). Анализировать политику Путина никто и не думает, выше бытового национализма никто не поднимается. «Выйдет вся нефть — конец России». Если бы и так, тогда отчего же США так настойчиво выводят Прибалтику, Польшу, а теперь и Украину из сферы влияния России? Только ли нефть тому причиной? Россия — своеобразно, иногда нелепо — пытается противостоять «западному миру», блокируясь с Китаем, поддерживая Сирию, таким образом попадая в список тех стран, которые не дают спокойно спать США, — Венесуэла, Куба, Северная Корея. Естественно, антиамериканский фронт должны составить социалистические страны, а означенные государства таковыми не являются. Так или иначе, мои соотечественники без всяких поддерживают «европейский вектор развития» Украины и «развитие демократии» во всём мире, нимало не стесняясь тем, какой ценой будет построена эта «демократия» и с какой целью. По доброте душевной они фактически поддерживают расширение влияния США в мире и укрепление их позиций в геополитике. Всё — и абсолютно бесплатно! Ну не прелесть? Хотя не все такие бессребреники, конечно. Вот, например, украинскую диаспору из Канады и США никак нельзя заподозрить в доброхотстве — они явно преследуют материальную выгоду, раз уж там живут. А из прекрасного далёка не грех и поучить хохлов, как им обустроить Украину (в связи с этим см. ответ Романа Тисы канадцу герру Величенко — носителю «украинской идеологии») [XLIV]. Хвала «демократии» чередуется с хулой в адрес тех, кто выступает против такой «демократии», в данном случае — русских, а заодно и жителей Востока. Они, дескать, такие тупые, что поддерживают Путена. Ну да — быдло, голытьба, ватники и лапотники (а национальное радио Украины предложило свой вариант — «чаехлёбы»). Какой народ, такая власть. Знать, лучшего не заслуживают. Дороги и дураки. Азиатчина. Бескультурье. Повальный алкоголизм. Тоталитарное прошлое. Etc, etc. Вот это уже — самый что ни на есть шовинизм. Пищащие «Россия, вставай!» [XLV] ничуть не лучше — они же призывают «прорубить окно», через которое в нашу избу должон пролиться благодатный американско-европейский свет. Да. Финти-фанты, немецкие куранты. Смешно и гадко; 4) неотвратимая угроза правого переворота. Я убеждена, что она происходит как раз от «Правого сектора» [11], а не от «Свободы», хотя последнюю, конечно, тоже нельзя сбрасывать со счетов [12]. Вездесущая ВОС проела плешь даже своим избирателям: пообещав «изменить всё в пользу украинцев», она только поудобнее уселась в теперь уже парламентские кресла и купила Олежику Тягнибоку «тачку» вместо телеги. Разочарованные украинцы стали роптать, вначале скромно, затем всё громче и громче и в конце концов просто подняли на смех свою партию. Громкий скандал с львовской газетой «Експрес» [XLVI] только раззадорил смеющихся: уже всем стало ясно, что «Свобода» — обыкновенные буржуазные националисты, а не правые радикалы, как они преподносили себя перед парламентскими выборами. Всё большее количество людей справедливо усматривает в действиях ВОС «руку Москвы», что, конечно, не способствует психическому здоровью членов партии. Трудно не согласиться: немедленная отмена языкового закона Кивалова — Колесниченко сразу после февральского переворота, деятельность Фарион, избиение на камеру директора «Первого национального» за недостаток патриотизма, использование символики дивизии СС «Галичина» — всё это больше похоже на провокации, чем на изменения «в пользу украинцев». В конце концов, на Майдане Тягнибок оставался в тени, пока ПС «героически боролся с полицейским антиукраинским режимом», то есть по факту он остался коллегой Яценюка и Кличко — буржуазным оппозиционером, а не правым радикалом. Итог: его освистали, как и Кличко. Радикальные действия — это вам не писульки писать (катастрофически безграмотные, кстати), и не флаги в Киевсовете вешать, и не колбасой там разбрасываться. Восставший народ заценил феерическое свержение Ленина на Бессарабке, но когда с «тоталитарными деятелями» стали повсеместно сводить счёты с помощью кувалды и молотков, это очень быстро приелось. Прелесть новизны исчезла, а лучшего не придумали. А вот юные правосеки с «коктейлями Молотова» в руках поразили воображение, такого Хохландия на своём веку ещё не видела. Если бы «Свобода» не так наседала на СМИ и вела бы себя скромнее, может, её бы и не высмеяли. Но они сами вырыли себе яму и ожидаемо в неё попали.
Как бы то ни было, а «единой» буржуазная Украина уже не будет. Да она, собственно, таковой никогда и не была: «благодарность» Донбассу за президента в 2010-м, пожелание «Чтоб вам “языки” поотсыхали!» [XLVII], искреннее убеждение в «отсталости» жителей Востока (а теперь и Юга и Крыма) — и после этого призывы к единству и просьбы о помощи украинской армии! Ничего удивительного, если в ответ раздались выстрелы. Донбасс недаром спрашивает, «кто кормит всех и поит» [13]. Что смолотишь, то и в закрома положишь [14].
Очевидно и то, что Восток уже не украинский, а украинские земли (по крайней мере Запад и Восток) вскорости окажутся в составе разных государств, как в начале ХХ века. Понятное дело, что современные политические границы очень условны и не отображают границ этнических (национальный вопрос ещё не получил своего разрешения). Следовательно, их можно нарушать без всяких. А то, что после Второй мировой условились о нерушимости госграниц, — другое дело. Условий не выполнили, но внешние приличия соблюдали. Пока. Запад не переживает за нас с вами, он взволновался постольку поскольку. Поскольку не одна европейская страна сложилась как государственное объединение разных земель, часто сплочённых железом и кровью, а не общими идеями. Сохранение единства Украины — любой ценой — выгодно как гарант единства других стран. Ну а местные «историки» и «геополитики» с Национального радио уверены, что распад колониальной системы — следствие того, что Запад возжелал для своих чёрных, жёлтых и красных братьев «экономического благополучия»! Месседж понятен: «Россия, отпусти!». (Сразу вспоминается прилепинский образ отчаливающих хохлов: «Прощай, немытая, проща-а-ай!». [XLVIII])
Условия крайне тяжёлые. Но ещё тяжелее наблюдать человеческую глупость, ухудшающую их в разы. У хамелеонистых «левых» и голова не подумала, и ноги пошли. Пошли таскаться по майданам, сидеть в Украинском доме [XLIX], вопить о «защите демократии», баллотироваться в Киевсовет, в конце концов. Результат — в «обществе» утвердилась нехитрая мысль: все за нас, даже левые. Угу. «Весь мир за нас, и Карл Маркс» [L]. Даёшь построение «гражданского общества» в рекордно короткие сроки! Даём! И «левые» бросились закладывать — как им кажется — фундамент постройки. Построить-то построят, да только костьми лягут на этой стройке. Ну что же, мёртвые сраму не имут. Мёртвые социал-демократы в том числе. Вот, решили баллотироваться, с немецкими товарищами проконсультировались [15]. Да. Только немецкие товарищи запамятовали рассказать, как приходит фашизм, а наши-то и оглянуться, может, не успеют. Как зима закатит им в глаза. Заигрались с Карасём в эротические игры. Ну и натурально, подумали, что строят новую Украину. (Прямо как Янукович — «Строим новую страну».) Новый порядок — да, новая Украина — нет. Глядишь, фашисты их добрым словом и вспомнят: «Мы строили-строили и наконец построили. Спасибо вам, камрады, что сами камень на могилу себе положили — не пришлось руки о коммунистических свиней марать». А камрады, глядишь, и пискнут из-под камешка-то: «Всегда пожалуйста! Рады стараться для фатерлянда!» Неофашисты покажут «левым»…как из виселиц арки делать [LI]. Они-то знают, когда «дело прочно», уж поверьте. А хотите — проверьте.
Последнее, что отчебучили «левые» — пообишшали «уничтожить объекты роскоши» олигархов, если пострадает хоть один из шахтёров [16]. Судя по тому, что они при этом идут на выборы, можно с уверенностью и без обиняков сказать, что это не просто дураки, но лицемеры, лгуны и мразь. «Революционная» организация очень хочет в Киевсовет. И все средства тут хороши. А что? Перед кем держать ответ? Киев — не Восток, шахтёры далеко, не спросят. И не узнают, что их именем прикрываются. Только эта «революционная» организация забыла, что её коллективный разум — не Макиавелли. «Левые», конечно, мастера отливать пули. Но и на них пуля найдётся. Может, её уже отлил какой-нибудь невысокий старый человек в светло-серой блузе. За базар придётся ответить. Когда и перед кем — решат обстоятельства.
А новой Украине быть. Быть, если у неё будут люди, которые не будут лизать ноги и другие места московским и европейским шефам. И если эти люди будут не барахтаться в канализации среди помоев, а создавать условия для социалистической революции. Пусть пока не мечом, а пером [LII]. Оружие критики — тоже оружие. А когда такие люди появятся, можете быть уверены, что они не только заплюют тёмную тень «левых» [LIII], но и уничтожат неолиберально-неофашистскую саранчу, обсевшую Украину.
Апрель — май 2014
Оригинальное название — «Каналізатори та каналізаторки — каналізенки та каналізачуки» — отсылает к распространённой практике киевских «левых» употреблять феминативы (чаще всего «активіст» и «активістка»), что свидетельствует о, скажем так, ограниченности их кругозора, а говоря проще — о глупости или даже о подлости. Именно по этой причине «активистки» помогают резать бутерброды и организовывают «женскую сотню имени Кобылянской», нисколько не заботясь тем, как и чем живут обычные женщины, не активистки. «Продвигая» себя (как же, «европейскость»!), они тем самым «задвигают» собственно тех, за кого якобы ратуют. Название «сотне» тоже дали неспроста: это намёк на «нетрадиционную ориентацию» Кобылянской (будто бы она имела роман с Лесей Украинкой!), а значит — «галочка» в графе «забота о правах ЛГБТ-сообщества». «Левым» не мешало бы подробнее узнать о деятельности самих Кобылянской и Украинки; к слову, в текущем году исполняется сто лет со дня смерти последней. Вторая часть оригинального названия — новообразование иронического характера, созданное на основе самых распространённых украинских фамилий на «-енко» и «-чук». Тире в названии намекает на малороссийство персонажей (а отнюдь не на их «культурность»).
«Есть ещё Украина, она не умерла и не собирается умирать. Всякая украинская печь — неприступная крепость, где настроже лежат патриоты». — Курсив мой.
Стихотворение Владимира Самойленко «На печи» с подзаголовком «Украинская патриотическая дума», написанное в 1898 году с целью критики мечтающего мещанства, стало хрестоматийным. По сути, оно является парным к «Зимней сказке» Гейне —
«Французам и русским досталась земля, Британец владеет морем. Зато в воздушном царстве грез Мы с кем угодно поспорим. Там гегемония нашей страны, Единство немецкой стихии. Как жалко ползают по земле Все нации другие!»
Это произведение с критикой «политизированных» мещан, а также рассказ «Уміркований та щирий» Владимира Винниченко, стихотворение «Сідоглавому» Ивана Франко, рассказ Николая Хвылёвого «Іван Іванович», эссе Елены Телиги «Партачі життя» и многие другие составляют золотой фонд украинской гражданской литературы.
Оригинал Самойленко см. здесь: http://www.ukrlib.com.ua/books/printthebook.php?id=91&bookid=3.
Прекрасно спится и грезится нам На нашей постели пуховой; В минуты эти с немецкой души Спадают земные оковы(пер. П. Вейнберга)
Результаты первого тура: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/Ukraine_Wahlen_2004.png и второго: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Ukraine_ElectionsMap_Nov2004.png/1024px-Ukraine_ElectionsMap_Nov2004.png. Тогда же и началась дикая пропаганда с обеих сторон: http://frankensstein.livejournal.com/176967.html, где всё отчетливее была заметна тенденция к противопоставлению запада и востока страны.
Известный украинский историк-либерал Ярослав Грицак в биографической книге про Ивана Франко (Пророк у своїй вітчизні. Франко та його спільнота (1856—1886). Київ: Критика, 2006; в Сети см.: http://chtyvo.org.ua/authors/Hrytsak_Yaroslav/Prorok_u_svoii_vitchyzni_Franko_ta_ioho_spilnota_1856_-_1886/) отмечает, что Львов, будучи самым большим городом Дрогобычского края, был светочем культуры для Галиции, но никак не для Австро-Венгрии или хотя бы Польши — собственно Европы (с. 147—152). Об отношении австрийцев, поляков и отчасти русских к галицийским проблемам и к собственно галичанам см. первый раздел первой части книги — «Австрійська Галичина: рух без змін, зміни без руху», особенно с. 27—28.
Каламбур: на улице Фрунзе, 103 в Киеве расположена городская психоневрологическая больница имени Павлова.
Обычно, говоря о позиции Троцкого по Украине, приводят эту цитату: «Помните также, что так или иначе, а нам необходимо возвратить Украину России. Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли, Черного моря Россия существовать не может, она задохнется, а с ней и советская власть и мы с вами» (См. http://www.hai-nyzhnyk.in.ua/doc2/1918(12)...Trotsky..php). Однако не всё так однозначно: «Историческая правда» цитирует издание Троцкого, сделанное коллективом «Левой оппозиции»: http://www.istpravda.com.ua/articles/2013/11/20/139689/ (разумеется, изданного не просто так, а с целью засвидетельствовать своё почтение «идеям троцкизма» — что делать, если записные троцкисты просто ничтожества по сравнению с «вождём» и писать не умеют! Не только писать, но и говорить, и защищать свои идеи, что и доказал эпичный провал презентации: «свободовцы» начали выкрикивать с мест про голодомор, а «троцкисты» растерялись и смолкли http://varjag-2007.livejournal.com/5287310.html, http://yadocent.livejournal.com/494062.html). Оригинально анализируют произошедшее «анархисты»: «Итого мы имеем очередной провал оборачивания левых идей в националистический фантик. Политика революционных организаций по отношению к национальным идеям заключается в том, чтобы демонстрировать их противоречивость, бессмысленность и вредность для положения трудящихся» (http://nihilist.li/2013/12/17/ukrainskij-trotskij/). В данном случае переводить Троцкого было действительно бессмысленно: переводы главных его статей осуществлялись ранее, а современный перевод вряд ли привлечёт внимание (в положительном смысле) к пролетарскому вождю. А вот и «троцкистам», и «анархистам» следует больше интересоваться украинским революционным движением, и национальным в том числе. Это не бессмысленно и не вредно.
Речь о дневниковой записи Винниченко от 17 апреля 1926 года: «З большевицького червоного яйця на очах вилуплюється фашизм. Уже можна бачити всі характерні прикмети його».
Тодосий Осмачка, Василий Барка и Улас Самчук — писатели ультранационалистических взглядов; первые два — верующие и непартийные, Самчук — член ОУН. Осмачка попал в психиатрическую больницу (симулировал сумашествие), эмигрировал, позже вернулся во Львов. Все умерли в эмиграции. Вокруг их произведений, входящих в школьную программу («Жовтий князь» Барки и «Марія» Самчука, лирика Осмачки), не утихали споры — романы иллюстрировали события голодомора, и их действительно тяжело читать. На какое-то время их исключили из программы, но нет сомнений, что вернут вновь. Такой «иллюстративный» подход не только антинаучен, но и редуцирует писательское творчество до одного романа.
Михаил Драгоманов — представитель пореформенного либерального социализма, одним из первых предложил формулу социальных и национальных претензий украинства — требование автономии в составе Российской империи. По сути, он был одним из первых украинских социалистов Приднепровья (с ним тесно сотрудничали Сергей Подолинский и Николай Зибер — украинские марксисты), а его ученики Иван Франко и Мыхайло Павлык — Галиции. Драгоманов оказал огромное влияние на молодёжь, по мере возможностей курировал национальное движение на Украине, а будучи в эмиграции в Женеве, издавал там украинские социалистические брошюры, которые тайно переправляли в Галицию, а оттуда — в Приднепровскую Украину. К концу века формула Драгоманова оказалась тесной, и многие (в том числе и его ученики) начали искать более широкие пути. Одним из первых искателей стал Франко, решивший преодолеть после смерти своего учителя (1895) его влияние. Правое же крыло резко отмежевалось и от Драгоманова, и от его последователей, потребовав самостоятельности Украины (брошюра Николая Михновского «Самостоятельная Украина» («Самостійна Україна»), 1900). Михновский — основатель первой националистической партии (Украинская народная партия, Харьков, 1902), автор лозунга «Украина — для украинцев!». После революции 1917-го Михновский основал Украинский военный клуб имени Павла Полуботка и принимал живейшее участие в создании украинской армии, вступив из-за этого в конфликт с Центральной Радой, позднее шантажировал её восстанием. Сотрудничал со Скоропадским.
«Заробитчане» — люди, отправляющиеся на заработки («заробітки»); как правило, те, кто уезжает в страны ЕС.
Станислав Кульчицкий (http://www.history.org.ua/?hist=252) сейчас является одним из главных «историков-антисталинистов» (http://glavred.info/archive/2012/05/07/084724-4.html, http://ukurier.gov.ua/uk/articles/stanislav-kulchickij-velikij-golod-likviduvav-zagr/). В его ангажированности не приходится сомневаться: книга о Раковском (Християн Раковський. Політичний портрет. Київ, 1990), написанная им в соавторстве, не содержит в себе пламенных филиппик в адрес лично Сталина и СССР вообще, столь любимых Кульчицким. Неужели соавтор повлиял или в 1990-м фирменный стиль ещё не выработался? Владимир Вятрович, глава учёного совета Центра исследований осободительного движения, также преподаватель НАУКМА (Национальной Киево-Могилянской академии; бывший ректор «Могилянки» «трызубовец» Сергей Квит — нынешний министр образования), занимается преимущественно историей ОУН-УПА (http://www.cdvr.org.ua/content/%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%96-%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%96-%D0%BC%D1%96%D1%84%D0%B8) и рассекречиванием архивов спецслужб. А ещё очень интересно сравнивает Майдан с бандеровским подпольем: http://www.pravda.com.ua/articles/2013/12/23/7008042/, http://blogs.tvi.ua/2014/02/17/dovha_doroha_do_voli. Андрей Портнов (http://www.historians.in.ua/index.php/pro-nas/2-andri-portnov), который в основном занимается историей польско-украинских отношений, но любит поговорить обо всём, и о марксизме в том числе («Очевидная “заниженность” чувствительности “западного мира” к преступлениям коммунистических режимов отображается и в многочисленных барах с советской символикой (как правило, с КГБ в названии), и в матрешках со Сталиным. Для западной части европейского континента марксизм — часть общего просветительского и гуманистического наследия, а не порождающая политических чудовищ идеология» — http://polit.ua/articles/2013/04/04/portnov.html), честно пытается разобраться в происходящем. Получается плохо: котолеопольдовский призыв он облекает в странную «интеллектуализированную» формулировку: «В ориентализации Донбасса и постулировании национального редукционизма ключевым остаётся идеал гомогенности. … Вместо того, чтобы наполнять украинскую субъектность новым содержанием и искать адекватный подход к описанию разных частей Украины, интеллектуальный редукционизм ослабляет плюралистичность украинского проекта и усиливает эксклюзивный националистический дискурс, даже если постулирует свою оппозиционность к последнему») (http://www.historians.in.ua/index.php/avtorska-kolonka/1231-andrii-portnov-ukraina-ta-ii-dalekyi-skhid-pro-halytskyi-reduktsionizm-ta-ioho-henealohiiu). Юрий Шаповал отметился изданием книги о Николае Хвылёвом (Полювання на «Вальдшнепа». Розсекречений Микола Хвильовий. Київ, 2009), где он поддерживает нехитрую идею: Хвылёвый, как и многие украинские коммунисты, поддержав советскую политику, перехитрил сам себя. Нетрудно представить, какой фурор произвело издание в кругах «интеллигенции» (см., например, http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/v-smertelnoy-kletke-idei и http://litakcent.com/2010/03/03/hvylovyj-ubyvcja-fitilova/). «По мотивам» книги снят и фильм с красноречивым названием «Цар і раб хитрощів»: https://www.youtube.com/watch?v=csZ_DrIA0vk. Вздохи Шаповала на фоне зимнего Харькова должны передать нам душевное смятение Хвылёвого, а тексты самого Хвылёвого читает буквально шут гороховый. Кому нужно показать писателя психопатом? См. о «шефах» фильма: http://litakcent.com/2009/07/09/pro-hvylovoho-znjaly-film-car-i-rab-hytroschiv/. А ещё Шаповал ведёт пятиминутку «Мить історії» («Мгновение истории») на Национальном радио (нет, это не «пятиминутка ненависти» — обычно автор глубокомысленно изрекает «Как будете в Берлине...» или «Был я в Париже, так вот там…»).
См. http://www.istpravda.com.ua/columns/2012/04/23/81457/ и http://www.istpravda.com.ua/articles/2012/04/3/79214/. Как бы то ни было, и Медведчук, и Драч, и Павлычко живы, неплохо зарабатывают и «имеют вес в обществе».
См. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%80. Очень печально, что так ведут себя те, кто в обозримом будущем может получить профессорское звание.
«Социал-националист» Михальчишин: http://politrada.com/dossier/persone/id/2599, http://mykhalchyshyn.info/news/events/00010714/, http://zaxid.net/news/showNews.do?mihalchishin_i_soplyaki&objectId=1297861.
Каламбур, основанный на переделке словосочетания «рыцари абсурда» (укр. «Лицарі абсурду», название пьесы Антоненко-Давидовича (1923). Впоследствии рыцарями абсурда называли воинов УНР, то есть людей, которые с оружием в руках отстаивали буржуазную Украинскую Республику после взятия большевиками Киева в 1918 году, объективно не имея надежды на победу. Это название прижилось в эмиграции и употреблялось приблизительно до появления ОУН).
Польові дослідження з українського сексу. Київ, 2009. С.144. Именно эта книга сделала Забужко имя и внесла её в пантеон современных писателей наряду с Андруховичем и Жаданом. Там же Забужко высказывает мысль, что современная Украина — та же УССР, но с другим флагом (т.е. призывает именно к «десоветизации»).
События конца декабря «Свобода» окрестила «революцией достоинства» («Революція гідності») (http://www.svoboda.org.ua/dopysy/dopysy/045339/). С их лёгкой руки название прижилось и пошло кочевать по градам и весям: http://zbruc.eu/node/19291, http://zaxid.net/news/showNews.do?revolyutsiya_gidnosti_u_konteksti_zagalnoyi_teoriyi_sotsialnih_revolyutsiy&objectId=1301345. Собственно, «Свобода» особо не претендует на авторские права, хотя именно она начала использовать лозунг в своих листовках. Всё предельно честно: мы вам название, а вы воспроизводите наши кричалки. Так и вошло в анналы (http://www.svoboda.org.ua/media/photos/045289/).
Компактное большинство — здесь в ибсеновском понимании: пассивная, подверженная влиянию масса.
Канапка — бутерброд (полонизм).
« — Тебе Майдан не напоминает средневековый город? — спрашиваю я. …
— Правильнее было бы сказать, что Майдан сейчас похож на позднесредневековый город или так: на европейский город Нового времени.
— Звучит как актуальный лозунг. …
— Евромайдан легко будет осмыслить лет через 25, а сейчас приходится искать исторические аналогии.
— Давай всё-таки попробуем осмыслить. …
— Запорожская Сечь. У Майдана огромные исторические корни. Опыт Сечи можно отыскать и в ХХ веке — махновщина, Холодный Яр» (Савченко О., Фионик Д. Площадь Январского восстания // Фокус (Киев). 17 января 2014. С. 23—24).
Такие вот фокусы. Надеемся, что через 25 лет нелёгкое дело осмысления пойдёт на лад. Глядишь, и думать научатся.
Члены «Самообороны Майдана» в качестве отличительного знака носили шейные платки жёлтого цвета. Подробнее о символике различных формирований, участвовавших в событиях декабря 2013-го — февраля 2014-го, см. http://joanerges.livejournal.com/1799381.html.
http://diasporiana.org.ua/ideologiya/213-malanyuk-ye-malorosiystvo/.
«Якось-то воно буде» (русский аналог — «на авось») — один из пяти отличительных признаков «чухраинцев» согласно Остапу Вишне («Чухраїнці»). Другие признаки: «не знал», «забыл», «опоздал», «кабы знать».
«Провідник» — глава «проводу» (собственно, руководитель местной, областной или центральной организации). Эпизодически термин употребляли в 1930-е годы, говоря о руководстве КП(б)У. В 1929 году на Конгрессе украинских националистов было решено, что «Провід українських націоналістів» будет руководящим органом Организации украинских националистов. С тех пор областных глав ОУН стали называть, например, «крайовими провідниками», а тех, занимал более низкие руководящие посты, — просто «провідниками».
«Во имя социальной матери нашей революции» — фраза из пьесы «Народный Малахий» Мыколы Кулиша (Куліш, «Народний Малахий»). Главный герой трагикомедии Малахий Стаканчик, мелкобуржуазный обыватель, объявивший себя Нармахнаром («народный Малахий, нарком. Сокращённо — Нармахнар») и предложивший СНК «проекты по реформе человека», произносит эти слова, убегая из Сабуровой дачи (психбольница в Харькове), куда его упрятал кум.
http://www.hromadske.tv/ и http://espreso.tv/ появились в конце осени 2013 года, поддержав Майдан. Очевидно, затравкой для раскрутки нового медиа-проекта должна была быть их «открытость» в духе «гражданского общества». Каламбур «по-украински или эспрессо?» отсылает к названию «Газета по-українськи» (http://gazeta.ua/ru/newspaper, о собственниках см. http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B8). «Газета» — один из рупоров неолиберализма.
Факультет (Институт) журналистики Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко — один из ведущих в подготовке журналистов. Возглавляет его Владимир Ризун (автор учебника «Литературное редактирование», что, впрочем, не мешает ему безграмотно выступать на Национальном радио). О нравах, царящих на факультете, см. здесь: http://www.umoloda.kiev.ua/number/1999/192/71203/ и здесь http://korrespondent.net/business/mmedia_and_adv/1132930-direktor-instituta-zhurnalistiki-knu-raskritikoval-avtorov-kalendarya-dlya-yanukovicha-za-neprofessionali. Также очень интересно сравнить, как описывает одно и то же событие с участием декана официоз (http://nsju.org/article/1213) и обычная газета (http://fakty.ua/172315-vnuchka-professora-dmitriya-prilyuka-vo-vremya-poezdki-v-velikie-sorochincy-dedushka-otkryl-mne-vkus-nastoyacshego-hleba). «Правда ведь?»
http://piccy.info/view3/5507919/3c87bfd1807b6a1cdd0655750a367bbb/. И здесь: http://commons.com.ua/novij-vipusk-spilnogo-pro-majdan/.
http://vz.ua/publication/21467-na_evromaidane_izbili_levykh_aktivistov.
http://rev.org.ua/. А вот и анализ ожидаемого поражения на выборах: http://rev.org.ua/do-roboti-plan-pislyaviborcho%D1%97-kampani%D1%97/. Надеются, что «увеличение ресурсной базы» поможет. Маркс в помощь!
Евгений (Евген) Карась — помощник нардепа от «Свободы» Ильенко, глава молодёжного крыла ВОС (идеолог — Михальчишин). Карась («Вортекс») о себе: http://yevgen-karas.info/index.php/biografiya/. Здесь он говорит о том, почему нужно бить коммунистов: «Они за классовую войну. За резню. Так пускай тренируются»: http://rozum.info/news/2013-09-12-318. Трудно не согласиться.
С-14 («Формація СІЧ») — фактически боевое крыло «Свободы». Известна своими нападениями на «левых» и рэкетом («антиалкогольная кампания»: http://snaua.info/ne-vzhivay-otrutu-antialkogolna-kampaniya-u-harkovi-foto/). Тогда http://c14-ua.blogspot.com/ и теперь http://infokava.com/comments/blogs/3887-molodezhnoe-krylo-vo-svobody-s14-chem-ono-zhivet.html. Хвалебная ода от Резниченко: http://reznichenko-d.livejournal.com/330071.html. Прогноз, датированный 2013-м: http://www.ji-magazine.lviv.ua/anons2013/Yojna_Cina_svobody.htm.
Вахтанг Кипиани — журналист, бывший член «Народного руха» и «Поры» (http://kipiani.org/author.cgi), ведёт программу «Історична правда» на канале «Zik» (http://zik.ua/tv/project/istorychna-pravda/). Ярослав Грицак — профессор Львовского университета, доктор исторических наук. Тема докторской — «Формирование модерной украинской нации»: он придерживается взгляда, что украинская нация как политический субъект сформировалась на рубеже ХІХ—ХХ веков (но не раньше!). Один из самых известных либеральных историков, пытается удерживать равновесие между полярными позициями, что не всегда удаётся (http://www.svoboda.org.ua/dopysy/dopysy/021026/). Грицак как автор книги «Страсті за націоналізмом», конечно, раздражает «Свободу» и националистов вообще, ср., например, его заявления (http://from-ua.com/news/259548-gricak-kak-bi-mi-ni-otnosilis-k-oun-upa-yasno-chto-oni-borolis-za-ukrainu.html, http://timeua.info/270111/33815.html) и реакцию на них (http://www.svoboda.org.ua/dopysy/dopysy/029319/, http://www.istpravda.com.ua/columns/2011/12/9/64630/). В 2011-м Грицак писал о возможности грядущих массовых репрессий и публичной травли: http://www.istpravda.com.ua/columns/2011/08/12/51776/. События на Грушевского расценил как начало гражданской войны: http://life.pravda.com.ua/person/2014/01/22/149427/. О Грицаке см. ещё здесь: http://urokiistorii.ru/blogs/andrei-portnov/52153 (статья Портнова). Сам Портнов тоже пытается балансировать: http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/11428-andrej-portnov-obraz-fashistskoj-galichiny-nevygoden-ne-tolko-lvovu-no-i-kievu-i-donecku.html.
Мирослав Шкандрий — канадский украинист. Его монография «Модерністи, марксисти і нація», с одной стороны, наиболее полно освещает все аспекты литературного процесса 1920-х, с другой, конечно же, своеобразно интерпретирует их (украинизацию, мол, намеренно выдумали и т.д.). О деятельности Бинерт см. здесь: http://www.day.kiev.ua/ru/news/030214-v-berline-otkrylsya-informacionnyy-centr-evromaydana, http://www.berlin-visual.com/de/node/1093, http://www.dw.de/%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%86%D1%8B-%D0%B2-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BA-%D0%BC%D0%B8%D0%B4-%D1%84%D1%80%D0%B3/a-17447895.
Один из известнейших лозунгов «Свободы» — «На деревах замість листя будем вішать комуністів!», который, по сути, является украинским переводом строк из польской песни «Zamiast Liści» («Tylko wiara pozostała w nas, Że przyjdzie kiedyś taki czas, Że na drzewach zamiast liści, Będą wisieć komuniści!») — («Нас греет только вера в то, что придёт время, когда вместо листьев на деревьях будут висеть коммунисты»). Вот польский оригинал, принадлежащий группе «Prawe Skrzydło»: http://www.tekstowo.pl/piosenka,prawe_skrzydlo,zamiast_lisci.html. Вопреки исторической логике, лозунг популярен среди украинских правых (влияние Польши на западе Украины всё ещё велико! Неужели правые разделяют сказочное «Польша — наш адвокат в ЕС»?). «Правый сектор», устами Яроша утверждающий, будто путь их Украины вполне самостоятельный (т.е. что националистам других стран здесь не будут рады), тоже слушают песенки: https://www.facebook.com/RightSectorUkraine/posts/1425022644425099. Особенности правильного повешения коммунистов обсуждает «широкая общественность»: http://vk.com/wall-5525046_890548?reply=890567. Кричали лозунг и на Майдане (говорят, что и «левенькие» кричали). Ответственности, конечно, никто на себя не брал (http://expres.ua/digest/2012/11/14/76969-svoboda-ne-vishatyme-komunistiv-strymuvaty-lyudey-ne-budut) и вряд ли возьмёт: магическое слово «люстрация» решающее. Вешать — оно, конечно, как-то не по-европейски, но… Какая уж тут респектабельность, если «народу нравится»! Правда, где возьмут столько коммунистов, «свободовцы» не признаются. Деревьев в Киеве (и не только) пока хватает, а коммунистов — маловато будет! Скорее всего, под громкими словами скрывается обычный делёж мест и раздел сфер влияния.
http://commons.com.ua/zaproshennya-na-konferentsiyu-livi-i-maj/ (приглашение), http://commons.com.ua/programa-mizhnarodnoyi-konferentsiyi-l/ (программа) и https://www.facebook.com/spilno.tv/posts/524915407617518 (стрим). Говорили, оказывается, о «накопленном опыте участия в массовом движении» (http://gaslo.info/?p=5181)!
«Вперед» («Вперёд») — украинский марксистский веб-журнал, см. http://vpered.wordpress.com/.
(«Не время, не время, не время служить русскому и поляку! Давние притеснения Украины заканчиваются, — будем жить для Украины»). Строки из стихотворения Ивана Франко «Не время» («Не пора», 1880), впоследствии положенного на музыку и ставшего гимном галицийских националистов начала ХХ века. Ярослав Грицак отмечает, что «Не пора» и «Вічний революцйонер» (стихотворение «Вечный революционер», ставшее гимном украинских социалистов) были написаны почти одновременно; их исполняли наравне с «Интернационалом» и «Ще не вмерла Україна» Чубинского (Грицак Я. Пророк у своїй вітчизні. Франко та його спільнота. Киев, 2006. С. 238).
http://politonomia.org.ua/page/konkurs-naukovykh-robit-separatyzm-i-perspektyva-stvorennia-natsionalnykh-dergav-na-terytorii-rosiiskoi-federatsii.html. А вот и результаты: http://politonomia.org.ua/page/rezultaty-konkursu-ese-separatyzm-i-perspektyva-stvorennia-natsionalnykh-dergav-na-terytorii-rosiiskoi-federatsii.html. Никто и не думает скрывать, что за пьянку платит ВОС: «проект» «Політономія», который будто бы должен объединить «молодых учёных», на самом деле является ничем иным как прикармливанием «молодых учёных» «Свободой» (а часто эти «учёные» являются членами ВОС) (http://studsvoboda.org.ua/politonomiya-konkurs-naukovyh-robit-separatyzm-perspektyva-stvorennya-natsionalnyh-derzhav-na-terytoriji-rosijskoji-federatsiji/). Племя хоть и молодое, но очень знакомое. Сплошной «синтез мировоззрений» (http://politonomia.org.ua/page/pro-proekt.html) и симбиоз ушибленных! А вот во что играют «старшие товарищи»: http://politosophia.org/page/pro-proekt.html. Обратите внимание: эти люди включены в систему науки и/или образования на официальном уровне, т.е. могут протаскивать свои взгляды в разнообразные «научные сборники», декларировать их на «конференциях» и так далее. А вот чем они заняты вместо настоящей науки: http://o-semenyaka.vkursi.com/6989.html. И после этого «левые» продолжают думать, что новый министр «европеизирует» украинцев? Как бы не так! Не ближе к Европе — ближе к правым побратимам в Европе.
http://24tv.ua/home/showSingleNews.do?v_portugaliyi_vidbulasya_aktsiya_rosiya_vstavay&objectId=426411. Главный месседж укладывается в нехитрое http://durdom.in.ua/uk/main/photo/photo_id/47338.phtml. Призыв к «вставанию» можно было видеть и на майдановской «йолке».
Серия статей во львовской газете «Экспресс» («Експрес») (http://expres.ua/main/2013/06/13/88677-groshi-tyagnyboka-dokumenty-fakty, http://expres.ua/main/2013/08/19/92115-groshi-tyagnyboka-2-biznes-serpom-molotom-rozsliduvannya и http://expres.ua/main/2013/09/16/93785-groshi-tyagnyboka-3-hazyayin-partiyi-svoboda) рассердили как саму «Свободу» (http://www.svoboda.org.ua/diyalnist/novyny/042364/), так и её сторонников (http://taras-savchuk.blogspot.com/2013/07/blog-post.html). Последняя, четвёртая, публикация (http://expres.ua/main/2013/10/28/95943-groshi-tyagnyboka-4-ugola-dyyavolom) вызвала судебный иск http://www.svoboda.org.ua/diyalnist/novyny/051975/), который выиграла партия (http://dailylviv.com/news/polityka/oleh-tyahnybok-vyhrav-sud-u-hazety-ekspres-8984).
В оригинале — «щоб вам “язики” повідсихали!». По-украински «язык» (речь) — «мова», а «язык» (орган) — «язик», поэтому этот парафраз фразеологизма «язык отсох» заключает в себе пожелание говорить исключительно по-украински, а не на «язикє», то есть по-русски. Это — пожелание студентов одного из украинских вузов в преддверии дня украинской письменности (9 ноября), оставленное ими на тематической стенгазете и сопровождённое «смайликом».
Речь о статье Захара Прилепина «Дайте им досмотреть сны», написанной в конце ноября — начале декабря 2013 года, см.: http://svpressa.ru/politic/article/78319/.
Национальный центр делового и культурного сотрудничества «Украинский дом» (бывший музей Ленина) до конца 2013 года был площадкой для проведения разнообразных выставок, конференций и т.д. В связи с событиями на Майдане его работа была приостановлена, а вскоре он и вовсе оказался в центре внимания — в конце января (25—26) его штурмовали митингующие (внутри находилась милиция), а потом захватили. Позже дом продолжил функционировать как выставочный центр. В просвещении неразумных масс приняли участие и «левые»: http://vk.com/event66454626, http://commons.com.ua/vimagayemo-viznannya-ukrayinskogo-tim/. Господин Саламанюк сокрушённо вздыхает, что недолго музыка играла: http://commons.com.ua/buti-nikchemoyu/.
Цитата из романа «Вершники» («Всадники», новелла «Двойной круг») Юрия Яновского: «…род распадается, а класс стоит. Весь мир за нас, и Карл Маркс», — говорит большевик Иван, вышедший победителем из борьбы с братьями — деникинцем, петлюровцем и махновцем. Младший брат Сашка, одно время побыв с махновцами, уходит с Иваном. Символичность новеллы не оставляет сомнений — будущее за Иваном.
Аллюзия на слова из драмы Мыколы Кулиша «Патетична соната» («Патетическая соната»). В оригинале один из героев, большевик Гамар, перед восстанием говорит: «Справляють хай молебні, співають “Отче наш”, — світ, друзі, буде наш! Із шибениць ми зробимо арки. Хрести разом з капіталізмом пронесем і поховаємо на старих кладовищах на зорі соціялізму. А самі рушимо вперед!..», то есть у Кулиша эти слова полны созидательного пафоса. («Пускай служат молебны, пускай поют “Отче наш”, — мир, друзья, будет наш! Из виселиц сделаем арки. Кресты вместе с капитализмом пронесём и похороним на старых кладбищах на заре социализма. А сами двинемся вперёд!..») На руинах старого мира гамары построят новое общество, а украинские «левые» — …
Аллюзия на строку из стихотворения Елены Телиги «Мужчинам»: «І у руці перо не зміниться на спис». Лирическая героиня утверждает, что перо в руке женщины-поэта не станет копьём.
Аллюзия на строку из рассказа Мыколы Хвылёвого «Редактор Карк»: «Як мені тяжко писати про халтуру, я дивлюсь у майбутнє, я звертаюсь до нащадків: заплюйте темну тінь моїх сучасників від халтури». («Как же мне тяжёло писать о халтуре, я всматриваюсь в будущее, я обращаюсь к потомкам: заплюйте тёмную тень моих современников-халтурщиков»).
Опубликовано на языке оригинала в интернете по адресу: http://vpered.wordpress.com/2014/05/22/polyova-abwasserbeseitigungsarbeiters/.
Перевод с украинского и комментарии Николая Грайворонского.