Saint-Juste > Рубрикатор

Мотсоко Пеко

Истоки безземелья чёрных в Южной Африке

Из интервью каналу «Агри ТВ»

АГРИ ТВ: Раздел 1(а) Закона о земле туземцев 1913 года гласит: «Туземец не должен вступать в соглашение или в сделку о покупке любой земли... ни с каким лицом нетуземного происхождения». Вы можете нам объяснить, что это значит и к каким последствиям для так называемых туземцев это привело?

МОТСОКО ПЕКО: Это значит, что туземцу было разрешено приобретать землю только у других туземцев, не у европейских поселенцев, которым и было выделено 93 % африканской страны с её полезными ископаемыми. Африканцы могли приобретать землю только друг у друга из 7 % земли, закреплённой за африканцами. Следует помнить, закон 1913 года о земле туземцев был вызван тем, что урожай 1911 года принёс некоторым африканским крестьянам по 3 тысячи мешков пшеницы, в то время как колонисты собрали [с таких же участков] не более 300—400 мешков. Сельскохозяйственное производство африканцев располагалось в таких районах, как Фиксбург, Клекрсдорп и Зееруст. В недалеком будущем мог появиться экспорт сельхозпродукции с африканских участков.

Как писал в 1912 году первый секретарь АНК Соломон Плааки[1], колониалисты спрашивали: «Где мы станем брать слуг, если позволим кафрам[2] получить квалификацию? Кафр с тысячей мешков пшеницы? Что он будет делать с деньгами? Если они (африканцы) умеют пасти племенной скот, пусть пасут стада своих хозяев-колонистов и обрабатывают землю для них ― не для себя».

Ранее Эрл Грин, британский колониальный чиновник, сказал: «В целом белые смотрят на туземцев как на низшую расу, чьи интересы нужно систематически игнорировать, когда они вступают в противоречие с их собственными. Управлять туземцами нужно с точки зрения интересов господствующей расы… Кафры должны стать мощным источником дешёвой рабочей силы, насколько это возможно».

АГРИ ТВ: Каков общепринятый смысл слова «туземец»?

МОТСОКО ПЕКО: Общепринятый смысл слова «туземец»: местный, подлинный, законный, изначальный, аборигенный хозяин земли. Австралийские аборигены, а в нашей стране африканцы, включая койсанские народы[3], попадают в эту категорию. Вот почему вождь коев задал захватчику Яну ван Рибену[4] удачный вопрос: «Вы говорите, мы должны покинуть нашу землю, потому что земли недостаточно для выпаса и скота колонистов, и нашего. Кто же тогда по справедливости должен уступить ― туземный владелец или иностранный захватчик?»

АГРИ ТВ: В рамках своей вступительной речи, адресованной делегатам недавней Конференции по вопросам сельскохозяйственной экономической трансформации, министр земельной реформы и сельскохозяйственного развития заявил, что Закон о земле туземцев был «в сущности, актом войны», но реституция не может быть осуществлена таким же военным способом, поскольку Конституция запрещает это. Что вы думаете по этому поводу?

МОТСОКО ПЕКО: Закон 1913 года о земле туземцев был преступлением против человечества. Это был акт геноцида африканского народа. Тайна тайн, почему те, кто договаривался о так называемой демократии, допустили в Конституции пункт 25(7), который фактически повторяет закон 1913 года о земле туземцев. Этот пункт конституции закрепил безземелье африканского народа в «новой Южной Африке»[5].

Министр земельной реформы и сельскохозяйственного развития вводит всех в заблуждение, говоря, что реституция невозможна потому, что Конституция ее запрещает. Раздел 74 этой благоволящей европейцам конституции позволяет вносить поправки при 2/3 голосов «за». Это правительство АНК по своим собственным причинам в течение многих лет клялось, что не изменит конституцию даже при наличии большинства. Это, вероятно — продукт тайных сделок, которые лидеры АНК заключили с режимом колониального апартеида в ходе «переговоров» 1993 года[6].

Однако конституции пишутся, чтобы служить интересам большинства народа страны, а не превращать это большинство в экономических рабов.

АГРИ ТВ: На той же конференции заместитель министра сказал: «Нам нужно изучать историю, чтобы понять, когда наша страна встала на неверный путь». Как вы это прокомментируете?

МОТСОКО ПЕКО: Заместитель министра был абсолютно прав… Земельный вопрос в нашей стране не будет решён до тех пор, пока колониальное прошлое будет храниться под ковром. Южно-Африканский Союз[7] был построен на несправедливости, расизме и геноциде африканского народа. Он должен был стать «Австралией» на африканском континенте. Акт 1909 года о Южной Африке в разделе 44 ясно говорил: «Ограничение для членства в Палате собраний должно быть следующим: он [член Палаты] должен быть британским подданным европейского происхождения».

Южноафриканский колониальный парламент посредством Закона 1913 года о земле туземцев перераспределил 93 % земель нашей африканской страны в пользу 349 837 колонистов. Этот колониальный делёж осуществлялся так: [земля отдана] 167 546 колонистам в Капской колонии, 34 784 колонистам в Натале, 41 014 колонистам в Колонии Оранжевой реки и 167 546 — в Трансваале. Лишь 7 % страны, которую колонисты сегодня называют Южная Африка, были предоставлена 5 миллионам колонизированных африканцев. Эти 7 % были названы «туземным резервом». Это был ужасающе бедный перенаселённый концлагерь для дешёвой туземной рабочей силы, необходимой фермам и шахтам, принадлежавшим европейским колонистам. Африканцев в Южной Африке сегодня более 40 миллионов. Они составляют 80 % населения страны. ...

Основополагающей целью африканского освободительного движения в нашей стране было перераспределение земли и её ресурсов в соответствии с численностью населения. АНК 1912 года, возглавляемый Джоном Дубе[8] и Соломоном Плааки, 20 июля 1914 года предельно ясно заявил об этом требовании британскому королю Георгу V. Это было уже на следующий год после принятия Закона о земле туземцев.

Лондонская «Дейли ньюс» тех лет так писала об этом колониальном истребительном законе: «Белые не выразили сильного беспокойства относительно требований чернокожих. Они [белые]... путём экспроприации земель... отняли у них [чернокожих] экономическую свободу и оставили в положении худшем, чем когда впервые столкнулись с ними. То, как туземцев лишали земли, можно проиллюстрировать фактами относительно Южно-Африканского Союза. Чёрных здесь, по сравнению с белыми, 4 к 1; но в их законном владении находится только 15 % земли». …

19 июня 2013 года Закону о земле туземцев исполнится 100 лет. Африканцы всё ещё лишены земли, подвержены преступному притеснению, экономической и социальной деградации. … «Новая Южная Африка», или «радужная нация»[9], является сегодня страной двух наций: одной ― чрезвычайно богатого меньшинства белых поселенцев, второй ― ужасно бедного большинства африканцев-туземцев. Всё это — благодаря принятому сто лет назад Закону о земле.

АГРИ ТВ: Прав ли я в своём предположении, что если бы не было Закона о земле туземцев, то и ввести апартеид было бы затруднительно?

МОТСОКО ПЕКО: Я думаю, вы правы. До того как колонисты приняли Закон о земле туземцев, у африканцев был доступ к плодородным землям. Они были преуспевающими крестьянами. Они могли добывать полезные ископаемые в любой части страны. Они работали на себя. У них была экономическая власть. Продолжительность их жизни была далеко не самой низкой. Детская смертность не была такой безумно высокой, как сегодня. Британское колониальное правительство вынуждено было ввозить индийцев, чтобы они работали на плантациях сахарного тростника. Оно стало облагать африканцев высокими налогами, чтобы вынудить их работать на шахтах, — после того как были найдены месторождения золота и алмазов.

Когда этот план провалился, колониальная власть нашла новое средство: выделить африканцем только 7 % их земли. Африканцы стали жертвами массовой нищеты, безразличия и болезней, таких как туберкулёз[10]. Они утратили экономический контроль над своей страной. Закон о земле туземцев низвёл африканцев до нации обслуги, работающей на иностранцев. У многих африканцев сегодня нет даже клочка земли, чтобы построить приличный дом, не говоря уж о праве на добычу полезных ископаемых ― золота, платины, алмазов. У них нет денег, чтобы дать образование своим детям. Они ― граждане третьего сорта на земле своих предков.

АГРИ ТВ: Тема кампании Министерства сельского развития и земельной реформы ― «пересмотр наследия» акта о земле туземцев 1913 года. Можно ли пересмотреть наследие Закона о земле туземцев?

МОТСОКО ПЕКО: Почему он не был отменён в первую очередь во время «переговоров» КОДЕСА[11] и в Конституции 1996 года? Может ли наша страна позволить себе не отменять эту вопиющую колониальную и экономическую несправедливость? Это так называемое наследие ― геноцид. Оно вызвало массовую нищету среди африканского народа. Последствия непересмотра Закона о земле туземцев смертельны.


Примечания

[1] Плааки Соломон Чекизо (1876―1932) ― первый секретарь Африканского национального конгресса (до 1923 г. — Южноафриканского туземного национального конгресса), общественный деятель, писатель. Представитель народа тсвана, в молодости получил зачатки образования у жены христианского миссионера. Один из разработчиков орфографии тсвана, переводчик Шекспира на язык сетсвана.

[2] Кафр (от араб. «кафир», что значит «неверный») — термин, употреблявшийся португальцами в XVI в. для обозначения племён Южной Африки. Во времена режима апартеида в ЮАР слово «кафр» использовалось как расистская кличка африканцев.

[3] Койсанские народы — этнографическое обозначение группы народов Южной Африки, говорящих на койсанских языках. К койсанским народам относятся охотники и собиратели сан и пастухи кой.

[4] ван Рибек Ян (Йохан Антонисзон) (1619―1677) — сотрудник Голландской Ост-Индской компании, в 1652 г. основал Кейптаун, которым руководил до 1662 г. Под руководством ван Рибека колонисты постоянно вели войны с местным населением, угоняли туземцев в рабство и похищали скот. С этого поселения началось формирование народа буров (африканеров).

[5] 6-й пункт 25-й статьи Конституции ЮАР противоречит пункту 7. 6-й пункт: «Лицо или сообщество, чье владение землей является законным вследствие прежних законов или практики расистской дискриминации, имеет право, в пределах, установленных Актом Парламента, либо на владение землёй, которое является законно обеспеченным, либо на соответствующую компенсацию». 7-й пункт: «Лицо или сообщество, лишенное права собственности после 19 июня 1913 года в результате прежних законов либо практики расовой дискриминации, имеет право в пределах, установленных Актом Парламента, либо на возобновление владения этой собственностью, либо на справедливую компенсацию». Таким образом, в конституции закреплена норма, по которой должны быть соблюдены права на земельную собственность и белого колониального меньшинства, и угнетённого чёрного большинства. В условиях, когда реальная ― экономическая ― власть после краха режима апартеида осталась в руках буржуазии, ни о какой «справедливой компенсации» говорить не приходится.

[6] Подробнее об экономических сделках нового правительства Манделы с прежним расистским режимом, приведших ЮАР к неолиберальной катастрофе, см.: Кляйн Н. Доктрина шока. М., 2009. С. 255―285.

[7] Южно-Африканский Союз ― британская колония, затем доминион, существовавший в 1910―1961 гг. Именно в ЮАС после прихода в 1948 г. к власти Национальной партии стала осуществляться последовательная политика апартеида. В 1961 г. расистский ЮАС вышел из состава Британского Содружества наций под давлением других членов, протестовавших против режима апартеида, и провозгласил себя Южно-Африканской Республикой (ЮАР).

[8] Дубе Джон Лангалибалеле (1871―1946) ― южноафриканский писатель, политический деятель, первый президент АНК.

[9] Термин «радужная нация» был введён архиепископом Десмондом Туту в попытке охарактеризовать ситуацию в Южной Африке после апартеида. Образ радуги был выбран им в качестве символа расового, культурного и национального разнообразия в границах ЮАР.

[10] К 2006 г. в ЮАР менее чем на 1 доллар в день живёт 4 млн человек, с 1991 по 2002 г. уровень безработицы среди чёрного населения поднялся с 23 до 48 %, около четверти населения живут в хижинах и нелегальных постройках (Кляйн Н. Указ. соч. С. 280―291).

[11] КОДЕСА (CODESA ― Convention for a Democratic South Africa) ― две сессии переговоров о ликвидации режима апаратеида в ЮАР, состоявшиеся, соответственно, в декабре 1991 и мае 1992 г.


Перевод с английского и примечания Агнессы Домбровской.

Опубликовано на языке оригинала в интернете: http://www.pambazuka.org/en/category/features/85442.


Мотсоко Пеко (р. 1933) — южноафриканский политик, писатель, журналист, историк.

Родился в зажиточной крестьянской семье в британском протекторате Басутоленд (ныне — Королевство Лесото). Вскоре семья Пеко переехала в Южно-Африканский Союз. В 1960 году Пеко вступил в Панафриканистский конгресс Азании (ПКА; основан в 1959 году, с 1960 по 1990 год действовал в подполье), в разное время являлся представителем ПКА в структурах ООН в Нью-Йорке и в Женеве, работал адвокатом в ряде африканских стран. Заместитель президента ПКА в 1995—2003 годах, президент ПКА и член парламента (единственный от ПКА) Южно-Африканской Республики в 2003—2006 годах. Основатель университета Дэйстар в Найроби, Кения. Основатель и председатель Ассоциации исследователей африканской истории и культуры доколониального периода. Исключен из ПКА в 2008 году в связи с финансовым скандалом.